Актрисе было 28 лет, когда она сыграла ту самую роль, которая на долгие годы стала её визитной карточкой. В жизни Ольга Сошникова вовсе не была похожа на Барбару Крайн, жестокую и беспощадную эсэсовку, чистокровную арийку и просто бессердечную женщину, способную ради достижения цели замучить новорождённого ребёнка.
При этом говорили, будто зрители ассоциировали актрису с её героиней, и волна ненависти по отношению к ней сломала карьеру Ольги Сошниковой.
Девочка, которая умела мечтать
Ольга Сошникова в фильме «Седьмое небо».
Первое воспоминание Ольги Сошниковой связано с отцом. Она помнит до сих пор, как папа на руках занёс её в какой-то тёмный зал, она обернулась и увидела перед собой огромный экран, а на нём кадры: на телеге едет мужчина и что-то поёт. Больше маленькая девочка не запомнила ничего. Но она и сегодня считает: это был своеобразный знак судьбы, определивший всю её дальнейшую жизнь. Иначе как можно объяснить её страстное желание стать актрисой? По словам Ольги Сошниковой, кинотеатр, в котором она побывала тогда с отцом, располагался в бывшей церкви. Кинозал там был просто роскошный, но самое главное, что в этом же здании располагался Дом пионеров, в котором она, став старше, занималась в театральной студии. А много лет спустя она узнала фильм, отрывок из которого ей врезался в память на всю жизнь. Это была картина «Волга-Волга».
Она родилась через два месяца после того, как закончилась Великая Отечественная война, и сколько помнит себя, всегда мечтала стать актрисой. При этом семья жила очень скромно, денег с натяжкой хватало на еду, а уж о том, чтобы сходить всем вместе в кино или театр, и речи быть не могло. Поэтому маленькая Оля отчаянно завидовала своим ровесникам, которые по выходным отправлялись с родителями в музеи или на выставки, смотрели представления в ТЮЗе или просто мультфильмы на большом экране в кинотеатре. При этом она сама у родителей даже игрушек не просила, понимала, насколько им тяжело.
Ольга Сошникова в фильме «Неподсуден».
Но и родители с пониманием относились к мечте дочери, поэтому постарались исполнить её желание уже в детстве. Однажды они подготовили для неё сюрприз ко дню рождения и всего за одну ночь соорудили для Ольги настоящий маленький домашний театр. Они тайком от девочки собирали материалы, а накануне праздника всю ночь строили небольшую сцену с кулисами и декорациями. Когда Оля проснулась, она не поверила своим глазам: ещё вечером ничего не предвещало появления такого подарка, а утром у неё была собственная сцена, где она могла и репетировать, и выступать, и показывать домашние спектакли.
Ольга Сошникова буквально горела будущей профессией. В студии во Доме пионеров она старалась не пропускать ни одного занятия, там ставили спектакли, она часто была ведущей на мероприятиях, а на новогодних праздниках она была бессменной Снегурочкой. Но после окончания школы она не сразу поступила в театральный. Сначала Ольга Сошникова год работала в Центральной библиотеке имени Ленина в хранилище, а второй – воспитателем в детском саду. А потом она случайно встретила девочку, с которой она училась в одном классе и занималась в театральной студии. Она-то и сказала Ольге, что во ВГИКе набирает курс Борис Бабочкин. Ольга Сошникова в тот момент просто не поверила в такой подарок судьбы.
Ольга Сошникова в фильме «День да ночь».
Она считала этого актёра гениальным, никто, кроме него, не смог бы столь ярко и пронзительно сыграть Чапаева в одноименном фильме. Именно в этот момент она и поняла: дальше откладывать мечту больше нельзя. И вскоре она уже подала документы во ВГИК. К каждому прослушиванию Ольга готовилась очень старательно, волновалась, но старалась не терять самообладания, знала, что работает на максимуме. Девушка не думала об огромном конкурсе, она старалась показать себя и свой потенциал. И её усилия не прошли незамеченными, она стала студенткой в мастерской Бориса Бабочкина, чем очень гордится всю жизнь и всегда с теплотой и уважением говорит о своём учителе.
Главная второстепенная роль
Ольга Сошникова в фильме «День да ночь».
Самая первая кинороль актрисы прошла для зрителя почти незамеченной, она всего на несколько секунд появилась в кадре в образе работницы стройки в фильме Семёна Туманова «Любовь Серафима Фролова». Имя актрисы даже не упомянули в титрах, но при этом она получила бесценный опыт съёмок и имела возможность наблюдать за тем, как работают перед камерой другие актёры. Актриса вообще не склонна была считать любой опыт ничтожным. Она уверена: даже её работа в библиотеке и в детском саду пошла в копилку профессии.
Одной из лучших работ Ольги Сошниковой в кино считают роль жены лётчика Егорова в картине «Неподсуден» режиссёров Владимира Краснопольского и Валерия Ускова. Это тоже не была главная роль, однако и экранного времени у актрисы в этом фильме было больше, и возможности показать характер своей героини. Ольге Сошниковой вообще за всё время творческой деятельности главная роль досталась лишь однажды, в фильме Диамары Нижниковской «День за днём». А через три года после этого актриса блестяще сыграла унтершарфюрера СС в многосерийном фильме «17 мгновений весны», снятом Татьяной Лианозовой.
Ольга Сошникова в фильме «Семнадцать мгновений весны».
Каким образом режиссёру удалось рассмотреть в русоволосой красавице с длинной косой будущую сотрудницу гестапо Барбару Крайн, остаётся загадкой. Но на пробах Ольгу Сошникову сначала одели в немецкую форму, а уже потом начали снимать и анализировать, подходит ли она под придуманный режиссёром характер. Ольга Сошникова оказалась в этой роли настолько органична, что на её героиню обрушился шквал ненависти зрителей. Говорили, будто отношение к Барбаре Крайн перенесли и на саму актрису, якобы на улице на неё набрасывались с кулаками и обещали с ней расправиться, как она с невинным младенцем.
Однако Ольга Сошникова подобное отношение к ней лично опровергла в одном из своих интервью. Актриса не отрицала: на улицах её узнавали, но никто с кулаками не набрасывался и «гестаповкой» не обзывал. А слухи о её сломанной из-за роли в фильме карьере – это чьи-то глупые выдумки. К тому же играла она не злодейку, а девушку, воспитанную своим временем. Она транслировала в мир ценности, навязанные Барбаре обществом и её окружением, для неё это была норма и служение собственным идеалам.
Ольга Сошникова.
Когда Ольгу Сошникову утвердили на роль, она была счастлива, ведь тогда уже было известно о том, что на площадке ей придётся работать с самим Вячеславом Тихоновым. В него актриса была влюблена ещё со школьных лет, точнее, не в самого Вячеслава Тихонова как в мужчину, а в его талант, способность сыграть и тракториста, и князя. В жизни кумир её не только не разочаровал, а ещё и очень удивил. Актёр, которого знала и любила вся страна, в жизни оказался очень скромным, даже застенчивым человеком. Он никогда не превозносился, напротив, старался помочь молодым актёрам добрым советом. Это он подсказал Ольге Сошниковой играть не просто жестокую истинную арийку, но ещё и просто женщину, влюблённую в Штирлица.
На самом деле контраст женственности с жестокостью получился очень удачным, а героиня Ольги Сошниковой запомнилась зрителям. После «17 мгновений весны» актриса продолжала сниматься в кино, правда, не так часто, как хотелось бы. Она сыграла Ирину Кондратьевну в культовом детском фильме «Отроки во Вселенной», после появилась ещё в нескольких фильмах. Тогда и стали возникать многочисленные слухи о сломанной карьере актрисы. Пройдёт много лет, прежде чем Ольга Сошникова развеет все слухи.
Личный выбор
Ольга Сошникова.
Всё более редкое появление актрисы на экранах определило естественное течение жизни. Дело в том, что вскоре после выхода культовой ленты на экраны Ольга Сошникова вышла замуж. Муж её был родом из Казахстана, и она, как верная жена, отправилась к нему на родину. Там она работала на киностудии «Казахфильм», но уже сама снимала фильмы, правда, документальные. Она пошла на это осознанно, так как в семье родилась дочь Айгуль, и актриса хотела посвящать больше времени семье. Ей нравилось быть женой и мамой, она получала от этого удовольствие, и никакая карьера не могла ей заменить ощущения простого женского счастья.
Ольга Сошникова.
Вернулась в Москву актриса уже в 1980-е, правда, предложения о съёмках теперь ей поступали не так часто, как хотелось бы, сказывался слишком долгий перерыв в творческой деятельности. Но при этом Ольга Сошникова вовсе не склонна была к депрессиям, она довольно быстро нашла себе дело по душе. Сначала она просто помогала в самодеятельном театре в школе, где училась её дочь, а после увлеклась. Её даже не смущал тот факт, что в английской спецшколе ставили постановки на английском, ведь законы драматургии от языка не зависят.
Ольга Сошникова на репетиции.
Ей настолько понравилось открывать мир театра детям, что она продолжила и дальше развиваться в этом направлении. Ольга Ильинична на протяжении 25 лет неустанно работала с детьми, восхищаясь их непосредственностью и умением видеть мир таким, каким они его придумали. Они с лёгкостью перевоплощались в разные образы и покоряли сердца своих зрителей. Это был очень благодарный и благородный труд. После выхода на пенсию Ольга Сошникова с удовольствием возилась с внучкой, а когда девочка подросла, актриса заскучала. Но применение своим силам она нашла очень быстро.
Ольга Сошникова со своими артистами.
Сегодня Ольга Ильинична руководит собственной студией с символическим названием «У-Дачный малый театр». По словам актрисы, первая часть названия «У-Дачный» образовалась, потому что театр действительно работает в дачном посёлке Загорянка, где она живёт. У театра этого давняя история, ведь построено его здание было ещё до революции, а сегодня происходит активное его возрождение. А вторая часть – «малый театр» – имеет два смысла. Во-первых, их студия на самом деле ещё маленькая, они только учатся и пока на масштабные проекты не замахиваются. Во-вторых, для самой актрисы слова «малый театр» несут особый смысл.Она никогда не забывала о том, что её учитель Борис Бабочкин служил в Малом театре, и ей было важно вот таким образом напоминать себе самой, у какого великого человека она училась.
Читать далее →
Свежие комментарии