
23 марта ушла из жизни Валентина Владимирова (1927 – 1994), актриса, которой незаслуженно прилетело общественной ненависти всего за одну роль.
Бытует мнение, что отрицательный герой дает больше возможностей для актерства в силу неоднозначности образа.
Но иногда отрицательная роль, особенно сыгранная не в театре, а на большом экране, способна перекорежить актерскую судьбу и Владимирова один из ярких тому примеров.Итак, посмотрим, кем была Владимирова в сознании обывателя, и кем стала.
И как сие отразилось на ее судьбе.

Валентина училась на так называемом «роковом курсе» ВГИКа, вместе с Руфиной Нифонтовой (сварилась в кипятке), Юрием Беловым (сошел с экрана, будучи объявлен невменяемым), Изольдой Извицкой (спилась после международного триумфа — ОН, ОНА И ВОДКА), Леонидом Пархоменко (спился после локальной известности — Актер, переквалифицирующийся в бомжа вокзального). На фоне этих трагедий судьба Владимировой выглядит сносной, но финал ее звучит равно трагично: умерла разочарованной.
Сниматься она начала в 1955, сразу после окончания института. Тогда же ее приняли в штат Театра-студии киноактера.

Еще студенткой Валентина (в девичестве Дубина) познакомилась с будущим мужем - кинооператором Валерием Владимировым. Молодые люди расписались, едва девушка получила диплом. Родилась дочка.
То есть все складывалось хорошо, ибо женщине удалось войти и в обойму постоянно снимающихся актрис. Пораженный ее талантом Александр Довженко предложил Владимировой любую роль на выбор в своей картине «Поэма о море». Это была ее первая большая работа, а дальше поехало – «Председатель», «Женщины», «Старики-разбойники», «Тени исчезают в полдень», «Любовь земная». Везде Владимирова воплощала востребованный тогдашним кинематографом типаж простой советской женщины.
Ослепительной славы, наверное, не было, но быть узнанной на улицах Валентине доводилось. Сохранились воспоминания, свидетельствующие, что большого зазора между актрисой и простодушным образом, ею воплощаемым, не было. Валентина поражала спокойной приветливостью, работоспособностью, ее приглашали из фильма в фильм.
Сама Владимирова чувствовала границы своего образа, и переходить их не собиралась. Во всяком случае, Станиславу Ростоцкому пришлось долго ее уговаривать на роль тетки, сдавшей Белого Бима Черное ухо собачникам.
Уговорил.

Сыграла Владимирова классно, гротесково, узнаваемо.
Ее героиню возненавидели все дети Советского Союза, к которым примкнули взрослые.
В немалой степени повесть Гавриила Троепольского – картина Ростоцкого про несчастную собаку хороша именно отсутствием благостного финала. Возились, возились с Белым Бимом Черное ухо, а он все равно погиб. Жалко собачку… Катарсис, слезы очищения… И ненависть к тетке Владимировой.
Для меня, честно говоря, происшедшее загадка. Неужели такие наивные зрители были тогда, что массово отождествляли персонажа и актрису?
Ведь в чем еще фишка, картина «Белый Бим Черное ухо» вышла в реальности, где по улицам Москвы (и это столица) бродили тысячи облезлых больных собак и никому до них не было дела. Так во всяком случае обстояло дело в моей реальности. Редкая моя прогулка в то время, правда, прогулка маргинальная, по кладбищам, стройкам, кюветам обходилась без встречи с бесхозными псами. Хорошо, если мы куда-то спешили и на собак только цыкали. А так не раз я был свидетелем, как псы улепетывают под градом камней. Причем со стороны взрослых это встречало лишь поощрение, ибо бездомные собаки считались (справедливо) разносчиками заразы.
И вот люди, которые пуляли в четвероногих друзей кирпичами, над вымыслом слезами обливаются и ненавидят Владимирову.
Та сетовала:
«После выхода этой ленты со мной перестали здороваться даже соседи. Приходило множество писем от зрителей, которые спрашивали, за что же я так не люблю собак. А однажды, когда я пришла на творческий урок с учащимися одной из школ, так они наотрез отказались со мной встречаться...»
В целях оправдаться актриса завела себе бороду собаку, которую таскала на встречи со зрителями, пытаясь доказать любовь к псинам не только словесно, но и, так сказать, воочью.

Насколько смена амплуа простой женщины на злую тетку повлияла на то, что Владимирова сошла с экрана сказать трудно. Во всяком случае, в начале 1980-ых ее фильмография сужается, ну так и возраст подходил к пенсионному.
Владимирова уволилась из агонизирующего Театра-студии киноактера, ухаживала за мужем, перенесшим инсульт. Когда муж погиб в автомобильной катастрофе, актриса окончательно замкнулась, перебравшись из города в подмосковную дачу. При этом итог подвела такой: «Все напрасно, и жизнь прошла напрасно. Ничего не достигла!»
Умерла Владимирова тихо, в известность об ее смерти знакомых из творческой среды не ставили.
Светлая память!
Свежие комментарии