20 декабря ушел из жизни Александр Кознов (1963-2009), о котором я думал написать пост, но информации оказалось с гулькин нос. Поскольку старт Кознову дал режиссер Сергей Тарасов, работавший в нише экранизации «плаща и шпаги», пришла мысль рассмотреть Кознова в линейке других актеров Тарасова, которому, так же как Роу в русскую сказку (смотри записи по тегу Рок-Роу), требовалось на главную роль в сказку средневековую молодое, незасвеченное лицо.
Итак, поехали!
БОРИС ХМЕЛЬНИЦКИЙ
Первым творческим достижением Тарасова в столь любимом им жанре были «Стрелы Робин Гуда» (1975), поставившие творческую метку на Бориса Хмельницкого (1940-2008). Картина стала лидером проката, собрав 28,9 миллионов зрителей, но у меня отношение к ней прохладное, ибо мой папа был воспитан на трофейном кино – «Тарзане», «Капитане Бладе», «Кардинале Ришелье», «Королевских пиратах», «Башне смерти». Соответственно, едва я научился читать, папаша потащил меня в кинотеатр «Иллюзион» на «Приключения Робин Гуда» (фильм шел с русскими субтитрами), разноцветное действо с музыкой Кронгольда и Эрролом Флинном в главной роли. А картину Тарасова я увидел много позже, даже позже серий английского «Робина из Шервуда», вдруг мелькнувшего по советскому ЦТ в 1980-ых. Естественно, Тарасовым не впечатлился.
Что касаемо Хмельницкого - Робин Гуд стал его визитной карточкой, а сам он штатным актером фильмов Тарасова. Можно также отметить Хмельницкого в костюмных фильмах «Дикая охота короля Стаха», дилогии Герасимова о царе Петре, экранизации Говорухина «В поисках капитана Гранта», закончил он «Тарасом Бульбой» Бортко.
ПЕТЕРИС ГАУДИНЬШ
У «Стрел Робин Гуда» была достаточно сложная судьба из-за песен Высоцкого, которые покоцала цензура. Тарасов из-за этого настолько рассорился с верхушкой Госкино, что ушел работать на телевидение.
Его возвращение в жанр состоялось в 1982, когда он выпустил «Балладу о доблестном рыцаре Айвенго». Главную роль играл прибалтийский красавчик Петерис Гаудиньш, успевший засветиться в таких проектах как «Театр» (в роли сына Джулии Ламберт) и «Стакан воды» (в роли Мешема). После Айвенго самая заметная роль выпала Гаудиньшу в «Узнике замка Иф», где он изобразил сына судовладельца Мореля. В результате актер сделал выбор в пользу театральной карьеры.
«Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» тоже лидер проката; помню, что на эту картину очередь змеилась у касс. Но, конечно, и она проигрывала голливудским блокбастерам типа «Викингов». Я уже писал, что беда отечественных фильмов про средневековую Европу заключается в честной бедности наших киностудий, а счастье в энтузиастах, готовых работать за копейки. На экранизацию Вальтер Скотта Тарасову выделили «сумму, которую дают на съемки современной картины, причем камерной…», да и от той забрали 100 тысяч рэ, поскольку деньги понадобились на фильм сына Председателя Госкино СССР Ермаша.
ИГОРЬ ШАВЛАК
Следующим проектом Тарасова стала экранизация повести Стивенсона «Черная стрела». Сама повесть не принадлежит к лучшим созданиям Стивенсона, она слишком подростковая, облегченная. Да и фильм меня при тогдашнем просмотре разочаровал, хотя в прокате он собрал зрителей даже больше, чем «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», но и прокатывали его по моим ощущениям, более широко.
Дика Шелтона играл Игорь Шавлак, успевший дебютировать в дешевом аналоге «Экипажа» «Поезд вне расписания», где он подвизался с популярными актерами поколения Владимиром Шевельковым и Натальей Вавиловой (РЕЖИССЕР, ИЗ-ЗА КОТОРОГО УШЛА ИЗ КИНО АКТРИСА СОВЕТСКОГО ОСКАРОНОСНОГО ФИЛЬМА).
Вообще для Тарасова нехарактерно открещиваться от своих актеров, но от Шавлака он именно открещивается, даже его фамилии не произнося: «В роли Дика Шелтона должен был сниматься другой актер, но перед самым отъездом в экспедицию он попал в больницу. Пришлось быстро выбирать из ребят, которых снимали на актерских пробах. Я выбрал одного из них, но в нем не оказалось ни особого обаяния, ни темперамента».
На кооперативной волне Шавлак попытался переквалифицироваться в режиссеры, ставя своей главной задачей снимать дешево и сердито. Если один из первых его фильмов «Семья вурдалаков» (1990) еще носил какие-то признаки желания быть оригинальным, то «Сезон охоты» (1997) и «Отражение» (1998) щеголяли дешевизной без смысловых точек.
В грустном результате Шавлак доработался до полного разорения. В том, что с ним происходит сейчас, и где он вообще, безуспешно пытаются разобраться кредиторы.
АЛЕКСАНДР КОЗНОВ
Последней открытой Тарасовым звездочкой стал Александр Кознов (1963). В отличие от Гаудиньша и Шавлака он влился в команду постоянных актеров Тарасова, исполнив главные роли аж в трех его проектах: «Приключения Квентина Дорварда, стрелка королевской гвардии» (1989), «Рыцарский замок» (1990) и «Цена сокровищ» (1992). Последних двух фильмов не видел, а насчет Дорварда скажу – читайте книги, Господа. «Квентин Дорвард», может быть, лучший роман Вальтер Скотта, а у Тарасова получилась выборочная иллюстрация, которая сойдет для незнаек, но никак не может удовлетворить человека, знакомого с первоисточником.
Но высокий, фактурный Кознов был в фильмах Тарасова на месте. К сожалению, он попал в переплет падения кинопроизводства, «Квентин Дорвард» не выбился в лидеры проката, народ навещал кинотеатры все реже.
В 1990 Кознов вошел в труппу Вахтанговского театра, где играл до самого конца своей недолгой жизни.
Умер в 2009 от онкологии.
Таковы актеры советского кино, прославившиеся как «Рыцари на час».
Свежие комментарии