На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Сергей Дмитриев
    Предлагаю почеркаться над экранизацией моей непритязательной книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" под названием п...Как актёров потоп...
  • Дмитрий Шершов
    С голоду не пухнетКак сегодня живёт...
  • Nina Pudikova
    Долгоденствия и Благоденствия Человеку!!! Спасибо, что он есть!!!Как сегодня живёт...

ТАКИЕ ВОТ ГЕРОИ: МУЖЧИНЫ-ДЕСТРУКТОРЫ И ЖЕНЩИНЫ-БРОШЕНКИ

О режиссере Павле Любимове (1938-2010) у меня уже был пост, но написанный быстро, с наскоку, без учета главной линии его лучших картин.

Павел Любимов, кроме всего прочего, остался в истории кинематографа как режиссер последнего фильма с участием Андрея Миронова. То была, прямо скажем, не совсем удачная экранизация романа Фенимора Купера «Следопыт» (1987). Хотя в активе Любимова имеется также экранизация Грина «Бегущая по волнам» (1967) в общем-то экзотическая романтика никогда не была его коньком. Любимов выигрывал если набредал на сценарий о женщинах. Первая картина, принесшая ему славу, так и называлась, - «Женщины».

Фильм «Женщины» по повести Ирины Велембовской смотрят до сих пор, восхищаясь работами Инны Макаровой, Нины Сазоновой, Виталия Соломина, Галины Яцкиной. Песни «Любовь-кольцо» и «Старый вальсок» тут же вошли в эстрадный репертуар. В год выхода (1966) «Женщины» порвали кассу, собрав 36,6 миллионов зрителей.
Сам Любимов скромно объяснял успех фильма прозой Велембовской, где, мол, излучается «свет доброты».

«Свет доброты» это, конечно, хорошо, но картина выстрелила прежде всего из-за неоднозначности персонажей. Главная героиня в исполнении Нины Сазоновой наряду со светом доброты выступала полноценной мегерой, будучи неудовлетворенной выбором сына в качестве невесты девушки с прицепом (ее играла Галина Яцкина). А направляла ее в сторону принятия невестки практичная деваха, отягощенная грехом аборта (Инна Макарова).

В «Женщинах» была правда жизненных обстоятельств, тот самый реализм, на который клюнул зритель. Любимов вёл речь об ошибочном женском выборе, неверной ставке на мужчин.

Мужчины в этой картине представляли собой деструкторов. Один, сделав ребенка, толкал женщину на аборт, другой просто уехал, а вернувшись, разыграл обиженку, дабы его прогнали окончательно. Все три героини матери-одиночки, и только у старшей из них мужа убили на фронте, остальных бросили.

И тем не менее, мужчина представляется в мире «Женщин» главным призом. Сын героини Нины Сазоновой студент-шестидесятник (Юрий Соломин), умный, ироничный, современный и ответственный наверняка женится на колхозной девчонке, несмотря на протесты матери.

Кстати, пара слов о Нине Сазоновой. Эту актрису зритель назначил квинтэссенцией материнской любви. Меж тем, как достаточно посмотреть «Женщины», а особенно «Юркины рассветы» дабы убедиться, что Сазонова транслирует любовь больную, с рефреном «Не послушался мать, так будь несчастным». В связи с этим перестает вызывать удивление, как актриса, сыгравшая столько матерей на экране, своего сына сделала человеком ассоциальным, приведя дело к трагедии.

ТАТЬЯНА ИВАНЕНКО В ФИЛЬМЕ "ВПЕРЕДИ ДЕНЬ"
ТАТЬЯНА ИВАНЕНКО В ФИЛЬМЕ "ВПЕРЕДИ ДЕНЬ"

Не зря Сазонова отказалась играть в следующем фильме Любимова по сценарию Велимбовской «Впереди день» (1970), ведь там ей предлагалась роль виноватой матери. Согласно сюжету бездетная городская дама брала ребенка на воспитание у деревенской сестры, отрывая мальчика от брата и колхозной работы на свежем воздухе. Естественно, вырастила человека с плавающими принципами (Юрий Соломин). В отличие от сознательного деревенского брата он не прошел армию и не уехал на стройку социализма, а вылетел из института, женился да сплавил приемную мать (ее в итоге сыграла Майя Булгакова) к брату в общагу.

Если в «Женщинах» мы имели дело с характерами двойственными, то «Впереди день» был слишком уж однозначным. Особенно это касалось положительного братика, сыгранного Леонидом Неведомским. Получился уникальный образ терпилы, которого баба не дождалась из армии; который подбирает за товарищем гулящую жену, а и та ему изменит с плохим братом. Несмотря на декларацию, что у этого парня впереди день, сиречь будущее, поневоле ставишь вопрос: «Какое?» По факту в финале картины он остается на стройке в глубине страны с теткой в общежитской комнате.

В «Женщинах» главным деструктором выступал мужской мир, а «Впереди день» явил также секс-бомбу, оставляющую руины, в исполнении одной из любимых женщин Владимира Высоцкого Татьяны Иваненко. Совершенно не напрасно ее тянуло к братику-плохишу, ибо в нем наличествовала такая же эгоистичная животная сила, ищущая в мире голого энтузиазма тепленькое местечко.

ИРИНА ГРИШИНА В ФИЛЬМЕ "СВОЙ ПАРЕНЬ"
ИРИНА ГРИШИНА В ФИЛЬМЕ "СВОЙ ПАРЕНЬ"

«Впереди день» не принес Любимову зрительских лавров, но еще более незаметной получилась картина «Свой парень» (1974) по сценарию Юлия Эдлиса. Однако, в этом фильме Любимов набрел на идею показать девичий мир, стоящий на переходе в женский. Девчонка с ткацкой фабрики, заслужившая за внешность и пацанский характер прозвище «Свой парень» (Ирина Гришина), мечтала о любви, стать матерью, сознавая, что совсем скоро это у нее будет. Здесь опять мелькали на периферии сюжета мать-одиночка; стоящие на грани развода супруги; пусть и в шутку, но стреляющаяся из стартового пистолета разочаровашка в отношениях. Но в общем и целом картина получилась неудачная.

"ШКОЛЬНЫЙ ВАЛЬС"

Чего нельзя сказать о следующей знаковой работе Любимова «Школьный вальс» (1978), которая стала одним из самых заметных фильмов о подростках времен позднего застоя. И немудрено. Любимов зашел за вешки, ведя в табуированном обществе речь о подростковой беременности. Главная героиня в исполнении Елены Цыплаковой переспала с одноклассником, тот оказался не готов, а видного парня подхватила влюбленная в него девочка из богатенькой семьи (Евгения Симонова). Героиня родила и ничего, собирается жить дальше. Здесь опять речь идет о мужчине-деструкторе, таких, конечно, надо избегать, но и с их предательством жизнь не заканчивается.

«Школьный вальс» до сих пор мелькает на телеэкранах, но ведь Любимов снимал и другие фильмы. Была спортивная драма «Новенькая» (1968), социальный «Весенний призыв» (1976), «Следопыт», наконец.

Миронов играл в «Следопыте» второстепенную роль аристократа Санглие и было у него всего три съемочных дня в июле 1987. Еще на два дня Миронов должен был приехать на съемки в августе, но здесь уж, как говориться, костлявая помешала, пришлось переделывать сценарий.

Поскольку Миронов не успел роль озвучить, сделал это Алексей Неклюдов.

В 90-ые Павел Любимов остался без кино и занялся переводами с английского «дамских» романов.
В 2010 умер.

А в России редкий месяц телек обходится без «Женщин» или «Школьного вальса».

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх