17 сентября ушел из жизни Виктор Вуячич (1934 — 1999), ставший героем советского мема «А сейчас певец Вуячич нам чечетку от - - - чит».
Сей глупый мем обыгрывает только фамилию, ибо Вуячич если и выделывал чечетку, то строго в узком кругу, на сцене же пел, стоя аккуратным столбиком.
Он удивительным образом отвечал требованиям эстрады, как понимал ее тогдашний теленачальник Сергей Лапин (жертвы Лапина), - строгий костюм (Вуячич перед концертом даже не присаживался, боясь помять брюки); правильное общественное поведение (Вуячич не привлекался и не был замечен); репертуар без новомодных западных штучек, желательно проверенный не только цензурой, но и временем (именно такой репертуар и стал ахиллесовой пятой певца Вуячича).
Был у него еще один козырь, - в колоде советской эстрады Вуячич шел как национальный кадр (КОНЕЦ СОВЕТСКОЙ ЭСТРАДЫ НА ПРИМЕРЕ ЯАКА ЙОАЛЫ). Судя по итогам «Песни года», Вуячич был самым раскрученным белорусом, представив на итоговых концертах 11 песен (больше чем «Песняры» и «Верасы»).
При этом, сам Вуячич белорусом не был и вообще оказался в республике волей случая. Отец его приехал из Сербии в Харьков, влюбился и женился на казачке. Виктор не пожелал после армии возвращаться в глухую провинцию к отцу и матери (в Харькове к тому времени корни были потеряны) и, стоя перед картой одной шестой части суши, наметил для покорения Минск.
В Минске Вуячич поступил в музыкальное училище, благо пел еще в армейском ансамбле. Накануне диплома его отчислили. По словам жены Светланы «он сорвался накануне защиты дипломной работы и приехал ко мне в Евпаторию, где гастролировал мой танцевальный ансамбль…”
Есть, однако, сведения, что в 1962 Вуячич все же получил диплом. Как бы его иначе допустили к участию в I Всесоюзном конкурсе Советской песни?
Этот конкурс, прошедший в 1966 году, открыл Вуячичу двери большой эстрады. Там соревновались как чемпионы пластиночных оборотов Кобзон и Мулерман (ВЕРОНИКА КРУГЛОВА VS. ВАДИМ МУЛЕРМАН VS. ИОСИФ КОБЗОН), так и те кому только предстояло раскрутиться — Владимир Макаров и Лев Лещенко (ПЕВЕЦ МАКАРОВ И ПРОБЛЕМЫ С ЗАКОНОМ).
Жена Вуячича вспоминала:
«Результатов конкурса мы ждали сидя в самом последнем ряду. Нас поддерживали билетерши, бабушки-уборщицы… А все корреспонденты крутились возле Кобзона и Мулермана. И наш зритель нас успокаивал: «Вы не волнуйтесь, даже если ничего не получите, это ничего не значит. Это ведь политика…» Разбирались бабушки. Был третий час ночи. Жюри все заседало. И наконец вышло с результатами. Огласили третьи места. Нас нет… Вторые… Нет. Я начала плакать, мы перестали слушать и пошли к выходу. И вдруг объявляют: «Первое место. Виктор Вуячич!» И все корреспонденты с первых рядов ринулись к нам».
Симптоматично, однако, с каким материалом покорил жюри Вуячич. Это были «Память сердца» и «Стоят на рейде бригантины» белорусского композитора Игоря Лученка, с которым Вуячич в дальнейшем сотрудничал. Контрольный выстрел певец произвел в третьем туре, спев классическую утесовскую «Как много девушек хороших». Утесов сидел в жюри и растроганно плакал. Но победил Вуячич вовсе не потому, что патриарх впечатлился. Певец верно сыграл на ретро, вряд ли сознавая, что и пятилетки не пройдет, как модерновые шестидесятые сменит на телевидении архаичная волна лапинской эстрады (Бился, как лев и случился нервный срыв. Певец, бросивший вызов Алле Пугачевой).
Более того, Вуячич сперва бежал за модой, и когда ему дали концертный карт-бланш набрал аккомпанирующий ансамбль музыкантов «Тоника», поставив музыкальным руководителем человека, который в 1970-ые перевернет советскую эстраду. То был Юрий Антонов.
Так вот, Антонов отзывался о Вуячиче как достаточно продвинутом персонаже: «По-моему, Вуячич одним из первых в Советском Союзе западное оборудование на свои деньги стал покупать — он в настоящие пел микрофоны... На это средств не жалел, и это хорошая для меня школа была».
Но Антонов ушел в «Поющие гитары» и «Тоника» развалилась.
Юрий говорил: «На глазах происходил полный развал коллектива Виктора Вуячича, который я собирал два года! Я его собрал – я его и развалил, в конце концов. Беру грех на себя».
Но Вуячичу и модерновый коллектив уже был не нужен, поиски закончились успокоением на ретро, чему стала свидетельством его первая сольная грампластинка. Вы только полюбуйтесь, как дебютировал Виктор Вуячич — спел «Огонек», «Два друга» и «Моя любимая» (для справки - это классика 1930-1940 годов). Оригинальными были у Вуячича в основном песни Игоря Лученка, - «Верасы», «Комсомольская юность», «Если бы камни могли говорить», именно с ними появился он в «Песнях года». А так… «С чего начинается Родина», «Журавли», «Одинокая гармонь», неожиданно «Маленький принц» — все это Вуячич пел, вернее, перепевал.
Каким бы не был хорошим певцом Вуячич, но репертуар тянул его назад. Некоторое время он не мог это осознать, поскольку, будучи выездным, участвовал в различных международных конкурсах. Стал лауреатом «Золотого Орфея», получил приз в Японии, в Чили пел Пабло Неруде и Сальвадору Альенде.
На Родине Вуячича перестали раскручивать к году олимпийскому. 1970-ые я не помню, но в 1980-ые о Вуячиче не слышал, хотя именно в те года телевизор занимал в моей жизни место огромное.
Но певец неплохо себя чувствовал вплоть до развала Союза, концертов ему хватало, а в 1987 вышел на «Мелодии» диск-гигант.
После развала СССР Вуячич оказался заперт в Белоруссии, занял должность худрука «Белконцерта».
Заработанные деньги кончились махом.
Жена певца вспоминала:
«Витя всегда говорил: «В старости мы будем очень обеспечены, будем ездить по миру уже вдвоем…» Но после 1991 года все потеряли, гонорары за исполнение Витиных песен по радио и телевидению приходить перестали. Чтобы поставить окна в квартире, мы брали кредит»
Дальше свое взял возраст. Виктору удалили почку, запретив поднимать что-либо тяжелее 1,5 кг. Затем последовал инсульт. Благодаря заботам жены певец пошел на поправку и даже начал готовиться к новым концертам, но... второй инсульт не пережил.
Остается лишь добавить, что ютуб дает возможность Вуячичу не быть забытым с концами.
Роликов с его участием наберется несколько десятков.
Свежие комментарии