На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Как Эдуард Успенский рулил в СССР

14 августа ушел из жизни Эдуард Успенский (1937 — 2018) — смотри записи по тегу Успенский.

Мы много о нем говорили, в том числе упоминая серийных мультипликационных персонажей сказочника — СЕРИАЛЫ УСПЕНСКОГО.

Сегодня же расскажем о сольных мультфильмах Успенского, не обо всех, а о запомнившихся вашему покорному слуге во времена советского детства, когда телевизор и кинотеатры были поистине окном в мир.

Его и в виде обычной книжки издавали
Его и в виде обычной книжки издавали

И сразу хочется вспомнить «комикс-по-советски» - набор открыток в «Союзпечати», пересказывающий определенный мультфильм. Стоило это удовольствие бешеных, на мой взгляд, денег, вместо подобного диафильмового наборчика можно было набрать россыпь журналов и тонких красочных книжек. Не знаю, почему у меня в руках очутился «Птичий рынок» по одноименному мультфильму (1974), снятому лет за десять до выпуска открыток. Только благодаря им я о существовании данного мультфильма Марианны Новогрудской узнал.

А вот диптих «Картина. Ехал Ваня» (1975), снятый женой Бориса Дежкина Фаиной Епифановой, был частым гостем передачи «Спокойной ночи, малыши», что вполне объяснимо его метражом. В основном показывали первую часть – «Картину», длительностью в четыре с хвостиком минуты. Если сценарий выпадал для «Спокушек» больше среднего метража на помощь приходила «Картина». Прорисовка в мульте была симпатичная и, право жаль, что Епифанова режиссировала (в основном) сюжеты «Фитиля».

"Наследство волшебника Бахрама"

«Птичий рынок» и «Картина. Ехал Ваня» сняты по стихам Успенского, но в 1975 вышел полноценный сказочный хит «Наследство волшебника Бахрама». Здесь Успенский опять, после «Чебурашки», работал с Романом Качановым. Мое взросление совпало с успехом этого мультфильма, и я могу подтвердить, что рисованные персонажи его совались буквально везде, выступая на равных с Чебурашкой, хоккеистами команды «Метеор» и Волком с Зайцем. Веранда в детском саду была разрисована фигурами Бахрама, здоровенного Зильзиля и девочки Маши. Мультфильм я увидел после знакомства с героями и разочаровался, ибо ждал большего. Резко не хватило в «Наследстве наследника Бахрама» злой силы, мрачной тайны. Ну ее, вашу лирику про одинокую старость.

К началу 1980-ых «Наследство волшебника Бахрама» прочно вошло в репертуар сборников мультипликационных программ в кинотеатрах. Грамотная администрация кинотеатра уведомляла на кассе, какие именно мультфильмы собираются показать. Так то грамотная! Очень часто зритель сталкивался с тем, что в пятый раз смотреть ему качановские мультфильмы «Наследство волшебника Бахрама» и «Последний лепесток» (экранизация катаевского «Цветика – семицветика»). И это еще ничего, а бывало запузырят модерновый (совсем не для детского сеанса) «Будильник» Льва Мильчина, или ужасную «Северную сказку» о матери, которая бросила своих нерадивых детей, превратилась в птицу и улетела, или серый мрак из Прибалтики «Соколик» про мальчика, который ежедневно ждал отца с рыбалки, а тот однажды не вернулся. Очень, очень часто выходил я с таких программ подавленным, с настроением элегическим, печальным, обычно мне не свойственным.

Другое дело мультфильм Виталия Резникова по Успенскому «Клякса» (1980). Он, может, и не стоил бы упоминания, но в 1981 году его показывали по телеку чуть ли не каждый день. Данной миленькой пустяшностью с хронометражом в две минуты удачно латались дыры телевещания. Ну, в самом деле, — это сейчас все можно забить рекламой, а чем было наполнять минуты между программами советским телевизионщикам (если минуты возникали, а они возникали регулярно)? Отсюда возник бум дикторов и появилась совершенно бесполезная вещь «кинозарисовка» (это когда ставились статичные фотографии природы под классическую музыку; слайды, если выразиться проще). Уж лучше легковесный, ни на что не претендующий мультик.

В 1981 вышел один из самых популярных мультфильмов Успенского «Пластилиновая ворона» (подробнее о нем тут — ВАРИАНТЫ ДО "ПЛАСТИЛИНОВОЙ ВОРОНЫ"). О, вот это был бум, сравнимый с «Тайной третьей планеты»; показ «Пластилиновой вороны» приурочивали к праздникам и воскресным дням; демонстрировали ее не в «Спокушках», а в  забойных передачах «Утренней почте» и «Кинопанораме». Тем самым показывалось, что мультфильм этот скорее для семейного просмотра, нежели для малышни.

Вышедший в том же году кроссовер «Ивашка из дворца пионеров» Геннадия Сокольского был продуктом для детей, но не менее клевым. Успенский повторил трюк «Вниз по Волшебной реке», поместив современного школьника в русскую народную сказку. Умный пионер побеждал Бабу Ягу, Кощея Бессмертного и Змея Горыныча. Гоняли этот мультфильм по телевизору часто, объединив его с мультиком «Так сойдет!» про безалаберного зайчишку.

Последний мультфильм Успенского, запавший в мое сознание «Про Сидорова Вову» (1985). К тому времени я уже мультипликацию смотреть бросил, щеголяя подростковым возрастом, но смешную историю про нерадивого солдата, сделанную с фирменными красками Эдуарда Назарова, запомнил.

По словам Успенского «Про Сидорова Вову» была его любимой экранизацией.

Таковы сольные мультфильмы сказочника, сделанные в СССР.

В новое время творческие дела Успенского пошли хуже.

И мы еще будем об этом говорить.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх