Ровно шестьдесят лет назад Юрий Гагарин полетел в космос.
Одна из причин заслуженной популярности Юрия, - он производил впечатление парня новой формации. Умный, начитанный, всем жадно интересующийся.
Недаром, шестидесятники сочли Гагарина своим.
Но не все.
Скажем, Наум Коржавин встретил выход в космос стихами «На полет Гагарина», где были такие строчки:
Мне жаль вас, майор Гагарин,
Исполнивший долг майора.
Мне жаль… Вы хороший парень,
Но вы испортитесь скоро.
От этого лишнего шума,
От этой сыгранной встречи,
Вы сами начнете думать,
Что вы совершили нечто,-
Такое, что люди просят
У неба давно и страстно.
Такое, что всем приносит
На унцию больше счастья.
А людям не нужно шума.
И всё на земле иначе.
И каждому вредно думать,
Что больше он есть, чем он значит.
На самом деле сразу после полета Гагарин больше не принадлежал себе ни секунды, став парадной вывеской государства. Хорошо это было для него или плохо, поговорим в другой раз. Сейчас же речь о том, что в отличие от шестидесятников, исповедующих незамысловатую стратегию держания фигушек в кармашках и анекдотичное геройство в стиле «А я два раз из круга выходил!», Гагарин вел последовательную линию поддержки космической державы.
А поскольку человеческих взаимоотношений никто не отменял, ситуации порой возникали двусмысленные.
Особенно нагляден случай инспирированных столкновений Гагарина с другим рупором эпохи Евгением Евтушенко.
Познакомились они на Кубе, в 1961. Вместе ездили в Хельсинки на Всемирный фестиваль молодежи. Ну, наверное, встречались в Москве, по мелочам.
Расход обозначился в 1963, когда Евтушенко, решив повторить подвиг Пастернака, опубликовал за границей «Преждевременную автобиографию», - произведение на пару десятков страничек, наполненное характерным для него симпатичным бахвальством. Ничего страшного в «Автобиографии» сказано не было, Естушенко протранслировал обычные для человека поверхностно воспринявшего либерализм инвективы.
Власть же почему-то взбесилась, обрушившись на молодого поэта с публичной критикой.
На критику сподвигли и Гагарина.
Он выступил на Всесоюзном совещании молодых писателей с докладом «Слово к писателям», где помимо всего прочего, уделил внимание Евтушенко.
Сказал буквально следующее:
«Я не понимаю вас, Евгений Евтушенко. Вы писатель, поэт, говорят, талантливый. А вы опубликовали в зарубежной прессе такое о нашей стране и о наших людях, что мне становится стыдно за вас. Неужели чувства гордости и патриотизма, без которых я не мыслю поэтического вдохновения, покинуло вас, лишь только вы пересекли границы Отечества? А ведь без этих чувств человек нищает духом… обкрадывает свое творчество…»
По свидетельству Евтушенко, Гагарин впоследствии за свою речь извинился и даже попытался загладить оплошность.
Уж лучше б он этого не делал.
Впрочем, власть вовремя спохватилась и вручила поэту после кнута пряник. Сам Никита Сергеевич Хрущев пригласил Евгения Александровича на новогодний банкет в Кремль. На банкете же, по словам Евтушенко…
«Хрущев подошел и обнял: «Давай пройдемся, чтобы они видели, чтобы тебя не трогали…» Едва отошел, подбежали Брежнев, Ильичев, Косыгин. Юра Гагарин шепотом говорит: «Надо выпить». Тихо принесли водочку, тихо налили, тихо опрокинули…»
А потом Гагарин пригласил Евтушенко 12 апреля 1964 года выступить на концерте в честь дня Космонавтики. Концерт транслировался из Звездного городка по телевидению. Евтушенко собирался прочесть главу «Азбука революции» из поэмы «Братская ГЭС».
Волнуясь, ходил он за кулисами сцены, повторяя текст. Его хождения не остались незамеченными генералом Николаем Мироновым. По версии Евтушенко:
«-Кто пригласил Евтушенко? – спросил он у Гагарина.
– Я.
– По какому праву? – прорычал генерал.
– Как командир отряда космонавтов.
– Ты хозяин в космосе, а не на земле, – поставил его на место генерал».
О том, что его выступление отменяется, Евтушенко поставил в известность ведущий концерта Юрий Левитан. Оскорбленный Евгений уехал, а взбудораженный Гагарин послал на его поиски с извинениями двух молодых космонавтов.
Есть еще одна версия произошедшего скандала в Звездном городке, которую поведал Иосиф Кобзон. Судя по мемуарам певца, пригласить Евтушенко было его идеей, а запрет на выступление исходил от Гагарина. Якобы космонавт испугался «фи» какого-то ответственного работника. На банкете после концерта Кобзон и Гагарин поссорились, и космонавт отпустил угрозу, что, мол, и Кобзону больше в Звездном городке не выступать. Позже они помирились, но восстановить отношения в прежнем виде не получилось.
А Евтушенко больше с Гагариным не виделся.
Откликнувшись на его гибель стихотворением «Я - землянин Гагарин».
Свежие комментарии