На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

"За что тебя бабы любят?" Супермен ли бортинженер Скворцов из фильма "Экипаж"?

С сайта rg.ru
С сайта rg.ru

Слава свалилась на Филатова с фильмом Александра Митты «Экипаж», где он сыграл бортинженера Скворцова.

Сам он относился к этой славе иронично.

«Я в жизни не числил себя ничьей сексуальной грезой. Какой из меня супермен? До «Экипажа» я не на всяком пляже-то раздевался, а тут первый в нашем кино «голый» кадр, хоть и рыбка на первом плане.

Первый постельный разговор.

Это сейчас мы уже рассмотрели, какие бывают голые женщины и даже мужчины, а тогда-то об этом никто не догадывался! Думаю, за то и полюбили, что первый».

К «Экипажу» и заявленному там образу супермена Филатов обращался в своих интервью неоднократно, и вот что странно, - он нигде не ставил под сомнение сам образ. Шутил над своим телосложением; пытался доказать, что имеет к суперменству отношение весьма отдаленное, но не было при этом у него восклицания: «Ребята, играл-то я про другое!» Расценивая скептично себя в образе Скворцова, самого Скворцова Филатов, похоже, считал суперменом.

Но супермен ли Скворцов?

Скворцов и Алевтина — первое знакомство
Скворцов и Алевтина — первое знакомство

Для показа суперменства бортинженера Скворцова были привлечены вербальные характеристики. Алевтина (главная стерва проекта в исполнении Ирины Акуловой) при первом же знакомстве, не перекинувшись со Скворцовым и парой слов, выносит вердикт: «Кобель высшей марки. Сразу видно». Ей вторит любовь Скворцова стюардесса Тамара (Александра Яковлева):  «Господи, Боже мой! За что тебя бабы любят? За что?» А командир экипажа Тимченко (Георгий Жженов) предупреждает Тамару, что Скворцов — кобель, малый ненадежный.

Но сколько не говори «халва», а требуется визуал. О, с визуалом не подкачали. Скворцов летает за границу, что уже выделяет его из массы советских граждан, для которых поездка в Болгарию была равносильна полету Нила Армстронга. В квартире бортпроводника оборудован музон по последнему слову техники, цветомузыка включается, едва плюхнешься на кровать. А кровать-то, не кровать, а ложе любви. Редко Скворцов пребывает на кровати один, всегда рядышком юркают бабы.

Впечатлительные насчет всего яркого, словно сороки, граждане страны советов принялись красть (таскать с работы) приспособления для цветомузыки, так поразили всех скворцовские хоромы.

Итак, с вербалом и визуалом не подкачали настолько, что за этими прибамбасами зрителями был упущен важнейший момент характера и поступков персонажа.

Вот Скворцов высказывает свое кредо «одинокого волка, противника брака» и прежде всего бросается в глаза нежелание его нести какую-либо ответственность, сопряженное с робкими, почти подростковыми, интонациями Филатова. Ба, да ведь перед нами просто незрелый парень, да и только!

Бабы, говорите? Но как лихо расправляется с суперменом лихая петербурженка в исполнении Елены Кореневой, заявившись и разоблачившись в самый неподходящий момент. Как истово громит его намодненную халупу Тамара, приводя дискотечный набор в полную неработоспособность. А эта ее характеристика: «Рот слабый, мягкий. Но не злой». О суперменах ли так говорят?

А супермены ли козликом скачут под дождем, умоляя о прощении, суетливо прикрываясь букетиком? Супермены ли, возбухнув, тут же оседают под замечанием командира экипажа «И повежливей. Из отряда вылетишь», а потом предъявляют любимой, что она нажаловалась дяденьке и его теперь из экипажа гонят.

На самый худой конец перед нами история перевоспитания супермена в примерного семьянина. Расхожий сюжет для девочек от двух до семидесяти, - не любил, не любил, а потом пришла она, простая стюардесса, он взял да полюбил.

Только и с этим сюжетом в фильме непруха, не вытягивает Филатов мачизмом, слишком хрупок, интеллигентен, слишком Фредерик Моро, в поисках единственной и обратите внимание, как идет ему позиция отверженного.

Скворцов и Тамара. Жениться собрались
Скворцов и Тамара. Жениться собрались

Бортинженер Скворцов совершает профессиональный подвиг, чуть не погибнув и основательно обморозившись, но это не значит, что все сказанное выше отменяется. Не будешь ведь вечно жить в состоянии геройства и не зря Тамара, давшая слабину, провожая милого на подвиг, после приземления пытается вернуться на прежний игнор, говоря: «Я думала, что мы все погибнем, а теперь все как было».

Правда пластинка суперменства патологически доигрывается, когда командир экипажа при известии о свадьбе Тамары и Скворцова предупреждает: «Знаешь, такие как он не скоро успокаиваются. Так что учти, тебе еще лет десять мучиться». И Тамара такая: «Помучаюсь».

Вопрос, - сколь долго мучатся собираетесь? И главное, - на кой?

"Вам и не снилось..."

Филатов говорил:

«Со времен «Экипажа» борюсь с жуирством своего героя, с устоявшимся в массовом сознании клише, которое, в сущности, имеет ко мне весьма отдаленное отношение»

Актер вполне мог попасть под штамп, тем более, что суперменистые герои у него на самом деле получались. Сразу после «Экипажа» он сыграл доктора Михаила в школьном блокбастере «Вам и не снилось...» и здесь уже не было затянувшегося мальчишества с подростковыми декларациями, а была установка на нормальность.

Связь со Скворцовым устанавливалась с первых же кадров, когда Михаил, провожая маму невесты на вокзал, адресовал ей вопрос: «А почему вы не летаете самолетом?» да отвешивал мимо проходящим дамам поклоны с комплиментами: «Какая женщина!». С работой у Михаила тоже все в порядке, - не бортинженер, конечно, но врач нарасхват.

Михаил сталкивался со «сложной» любовью несостоявшейся актрисы, которая пошла в учительницы литературы (Елена Соловей) и на ее обвинение: «Ты хочешь, чтобы все были такими как ты», отвечал: «А почему бы и нет? Здоровое, не закомплексованное общество...»

Таких героев можно было клепать конвейером и хорошо, что Филатов вовремя от этой темы отошел.

Вот только в народном сознании до конца кинокарьеры проходил под колпаком Скворцова, жалуясь:

«Для меня было просто неожиданностью, что я стал чьей-то сексуальной грезой. Я пытался всячески свой имидж развеять и относиться ко всему с юмором: смешно ведь в жизни ходить таким вот фанфароном. Я писал стихи, которых никто не знал, чего-то еще сочинял, много читал, и мне казалось, что мой интеллектуальный потенциал входит в некоторое противоречие с образом ловеласа, к которому меня приспособили. Если я выражал сексуальную грезу страны на определенном этапе, то это не лучшим образом характеризует страну».

Существовала и другая сторона проблемы, а именно влияние образа супермена на личную жизнь актера.

И вот об этом мы еще поговорим.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх