На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Гарий Щерба
    ПРЕКРАСНЫЙ  артист .......!!!👍👍👍👍👍👍Как сегодня живёт...
  • valentina sergeeva
    Светлая Вечная память и Царствие Небесное настоящему Таланту, настоящему человеку и роскошной женщине."Бьются об европе...
  • ОЛЕГ ОЛЕГ
    Умница , все - таки и добро помнит . Волонтир , даже после большой помощи Лучко, так не сказал спасибо России"Бьются об европе...

Брат просящего ухи Митьки. Актер, идеально подходивший на роли украинского крестьянина

26 февраля ушел из жизни Степан Шкурат (1886-1973), который, по мнению режиссера Александра Довженко, идеально подходил для ролей украинского крестьянина.

Сразу надо заметить, что дарование у Шкурата было нутряное, он нигде актерскому ремеслу не учился, а мог в профессии всё.

Путь в искусство Шкурату затруднило батрачье происхождение. Он работал каменщиком, ставил печи, а на досуге участвовал в самодеятельности. В 1910 его пригласили в Роменский народный музыкально-драматический театр. При этом основную работу печника Шкурат не бросал до старости.

На поверхность актера вытащил режиссер и скульптор Иван Кавалеридзе. Позже он вспоминал:

«Это было в 1918 году. Я по своему проекту устанавливал памятник великому Кобзарю в Ромнах. Тут работало несколько каменщиков, которые сооружали постамент. Среди них я заприметил мужчину красивого телосложения, медленных, но каких-то разумных движений, с яркими, выразительными глазами. Но главное, что покорило меня в этом человеке, - был голос - глубокий и густой, сильный и многокрасочный. Это был Шкурат».

Надо же такому случится: в 1920-ых Кавалеридзе возглавил народный театр в Ромнах, где и столкнулся со Шкуратом.

"ЗЕМЛЯ"

Шкурат начал играть много и разнообразно. Выходил как в национальных спектаклях по Шевченко «Гайдамаки» и «Невольник», так и в костюмных постановках типа «Разбойников» Шиллера.

В 1928 году Кавалеридзе решил заняться кино и дал возможность дебютировать Шкурату в постановке «Ливень» (опять же экранизации шевченковских «Гайдамаков»).

Тогда же Степана заметил Довженко, поручив ему роль отца главного героя – убитого кулаками колхозника – в драме «Земля» (1930). На съемках Шкурат показал такое проникновение в образ, что все диву давались. Сцену похорон провел на рыдающем нерве, его долго не могли успокоить.

"ЧАПАЕВ"

Довженко занял Шкурата в следующей постановке «Иван» (1932). Шкурат  опять играл отца главного героя, но уже не такого положительного, - персонаж Степана был любителем бить баклуши, лентяем не без обаяния.

Полностью отрицательный образ изменника Родины создал Шкурат в «Аэрограде» (1935), а закончил довженковский период, ролью старого партизана в фильме «Щорс» (1939).

Однако, не у Довженко запомнил Степана народ, а в «Чапаеве», где тот сыграл казака с фразой «Брат Митька помирает, ухи просит».

А Шкурат опять начал сотрудничать с Кавалеридзе. Тот увлекался украинским напевами прошлых веков, перенеся на экран оперы «Наталка Полтавка» (1936) и «Запорожец за Дунаем» (1937). «Запорожец за Дунаем» был оперным фильмом, Шкурат взял ускоренный курс у консерваторских педагогов и спел любо-дорого.

Все-таки большим талантом одарила его природа.

Тридцатые годы стали для Шкурата высшей точкой кинокарьеры. Такое впечатление, что он сам не желал ее развивать, то и дело, стремясь умчаться со съемок домой, в Ромны. Отчасти, это было обусловлено большой семьей. С женой Степан прижил тринадцать детей. Отсюда же невозможность переехать в другой город, хотя Шкурата звали десятки театров. А он все кладкой печей занимался.

Да и снимать Шкурата стало некому. Началась война, Довженко перешел в документальное кино, а Кавалеридзе принялся сотрудничать с немцами, заняв в оккупированном Киеве отдел искусств городской управы. Украинская интеллигенция любит порассуждать о недопониманиях, которые сопровождали ухабистый путь Кавалеридзе, о сносе памятников его, но вот как вам служба немцам, за которую Кавалеридзе никакого наказания не понес. Ах да, снимать до 1959 года не давали. Ай-ай, гады какие! Что бывало с другими и за меньшие проступки думаю рассказывать не надо.

"ВИЙ"

Снова на экран Шкурат вернулся в 1951 году небольшой ролью в байопике «Тарас Шевченко».

В 1961 сыграл у Кавалеридзе в фильме «Гулящая», с участием молодой Людмилы Гурченко.

Самая заметная его роль последних лет – Явтух в экранизации «Вия» (1967).

В 1972 году умерла жена. Ее смерть подкосила актера. Он взял привычку отдаляться от сыновей и внуков на берег реки, где и подхватил воспаление легких, пережив возлюбленную всего на полгода.

Фильмы его остались.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх