На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Сергей Дмитриев
    Предлагаю почеркаться над экранизацией моей непритязательной книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" под названием п...Как актёров потоп...
  • Дмитрий Шершов
    С голоду не пухнетКак сегодня живёт...
  • Nina Pudikova
    Долгоденствия и Благоденствия Человеку!!! Спасибо, что он есть!!!Как сегодня живёт...

"МЫ СТАЛИ ДРУГ ДРУГА НЕМНОЖКО РАЗДРАЖАТЬ". ПОЧЕМУ РАЗОШЛИСЬ ЮРИЙ ЛЮБИМОВ И ЛЮДМИЛА ЦЕЛИКОВСКАЯ

фото с сайта just4fun.su
фото с сайта just4fun.su

30 сентября родился Юрий Любимов (1917-2014), режиссер, создавший театр на Таганке.

Жизнь  театра обросла мифами и весьма многие запросто отказывают Любимову в оригинальности, повторяя как мантру имена артиста Высоцкого, директора Дупака, художника Боровского, мол, они, всё они сделали. Любимов просто нужных людей в ансамбль подобрал. 

Нередко в перечне голосов «сделавших» театр на Таганке звучит и имя Людмилы Целиковской (1919-1992), кинозвезды Советского кино, гражданской жены Любимова на протяжении 15 лет.

Сошлись Юрий Петрович и Людмила Васильевна людьми зрелыми. За плечами Любимова было два брака, Людмила успела сходить замуж четыре раза. 

Познакомились еще в юности, в театральном училище Щукина, когда Юрий учился на четвертом курсе, а Людмила только поступила. 

В 1946 году Любимов пришел в труппу театра Вахтангова, где работала Целиковская. Тогда же они снялись вместе в комедии «Беспокойное хозяйство», которую поставил муж Целиковской Михаил Жаров (КОРОТКИЙ БРАК ЖАРОВА И ЦЕЛИКОВСКОЙ). 

Своеобразным прологом к личным отношениям стал спектакль «Ромео и Джульетта», где почти сорокалетние Целиковская и Любимов играли юных влюбленных. 

В 1959 году умер муж Целиковской архитектор Каро Алабян. 

Скоро началась ее совместная жизнь с Любимовым, чему в немалой степени способствовал конфликт между режиссерами Рубеном Симоновым и Борисом Захавой. Захава задействовал в своих постановках Любимова и по идее Юрий Петрович должен был встать на его сторону, но Целиковская оказалась на противоположной стороне баррикад, и он пошел за ней. На приеме завотдела ЦК Поликарпов (сторонник Захавы) грубо оборвал Целиковскую, защищающую Симонова. Любимов его окоротил: «Некрасиво так разговаривать с дамой. И имея такие чины, как вы, уж совсем некрасиво». 

"БЕСПОКОЙНОЕ ХОЗЯЙСТВО"

Что представлял собой Любимов к началу 1960-ых? 

Актера, имевшего определенный вес и прицеливающегося на режиссуру. В загашнике у него имелась Сталинская премия второй степени за роль в пьесе Горького «Егор Булычев и другие» да звание Заслуженного артиста РСФСР. Он преподавал в Щуке, дебютировал в родном театре в качестве режиссера.

Целиковская - кинозвезда предыдущей эпохи, сохранившая легендарный статус, хотя давно не снимающаяся. После ряда хитов 1940-ых «Сердца четырех», «Воздушный извозчик», «Близнецы» она блеснула в фильме «Попрыгунья» (1955), после чего его кинокарьера застыла. 

Но Целиковская имела вес наверху. Ей покровительствовал друг покойного мужа Микоян. А еще на нее работал цельный, пробивной характер. 

Михаил Ульянов говорил: 

«Глядя на ее милое лицо, казалось, что это ангел небесный. Но не дай Бог вам попасть на зуб этого ангела. Трепала она всех, кого считала нужным, без всякого стеснения. И когда в ее жизни наступил период — надо было спасать Юрия Любимова, на которого обрушилась вся масса наших указателей жизни, — Людмила Васильевна проявила себя как мужественная несгибаемая женщина. Она не боялась звонить ни Брежневу, ни любому другому и требовала, а может быть, даже угрожала».

Именно Целиковская обратила внимание мужа на пьесу Брехта «Добрый человек из Сезуанна», которую он и поставил с учениками в Щуке. Спектакль имел успех и Любимова назначили худруком в загинающийся Московский театр драмы и комедии. Весьма скоро зритель стал называть его по месту прописки: «Театр на Таганке».  

Какое отношение имела Целиковская к дальнейшей жизни прославленного театра? Она уговорила мужа инсценировать «А зори здесь тихие…» Бориса Васильева и «Деревянные кони» Федора Абрамова. Написала вместе с ним инсценировку «Товарищ, верь…» по Пушкину. 

Сама говорила так:

«Я не могу приписывать себе ни одного его успеха. Действительно, я помогала. Писала сценарии и по Чернышевскому, и по Абрамову вместе с Люсей Крутиковой и Федором Александровичем, и по Пушкину. Но не больше. Любимов достаточно талантливый человек, режиссура — его призвание».

фото с сайта zendiar.com
фото с сайта zendiar.com

С внешней стороны все выглядело благопристойно, если игнорировать свидетельства актеров театра.

Валерий Золотухин зафиксировал в дневнике 1969 года совсем другое мнение Целиковской о Любимове:

«Он деградирует как режиссер… Да, да… Уж мне не говорите, я его знаю, слава Богу… Он деградирует… Что он сделал с «Тартюфом», я его возненавидела как режиссера из-за вас, из-за актеров. Какое он имеет право так с вами работать — ни одной актерской работы, при блистательных ролях. Мне никто не нравится. Значит, не умеет работать с актером».

А вот что вспоминает Зинаида Славина:

«Всегда, когда Людмила Васильевна приходила в наш театр, Юрий Петрович был взвинчен, и его нервное состояние передавалось нам».

Создается впечатление, что Целиковская хотела быть серым кардиналом театра, вот только Любимов все больше ускользал из под ее влияния. Возрастающий творческий вес мужа априори не мог нравиться женщине, привыкшей к всеобщему поклонению.  

Вениамин Смехов:

«Мы сдаем паспорта в гостинице города Дубны. Нас ищут в списке брони. И администратор произносит: «Есть! Любимов с супругой. Пожалуйста, ваши документы…» Его прервал гневный голос Людмилы Васильевны Целиковской: «Что-о-о-о?! Перепишите у себя в бумажке – не Любимов с супругой, а Целиковская с супругом!»

Опять же Золотухин: 

«Когда они приехали с Целиковской первый раз ... Целиковская, как нам тогда казалось, да это и было так — вела себя понукательски, покровительственно к Юрке, и все-таки в этом была игра больше, он входил в большую славу, и она не хотела терять свою независимость и первенство, к которому привыкла, будучи долгое время в статусе первой профурсетки со знанием языка и игрой на фортепианах…»

В 1975 супруги разошлись. По этому поводу Целиковская обмолвилась:

«Все умирает, даже камни. И чувства умирают. Чтобы жить с гением, нужно быть душечкой. Я же — совсем наоборот, упрямая, со своими взглядами. Мы стали друг друга немножко раздражать. Наверное, нужно было все время Юрия Петровича хвалить, а я хвалить не умею»

По свидетельству сына: «Когда Любимов ушел, мама сказала: Этого человека больше нет в моей жизни». 

Любимов в ее жизни все же опять проявился. Эмиграция Юрия Петровича поставила крест на зарубежных гастролях Целиковской, ее не пустили даже в ГДР. Пришлось объясняться. В письме наверх актриса упирала, что никогда не была с Любимовым расписана, а разрыв объясняла, в числе прочего, несогласием с его взглядами. 

Сетовала: «Теперь, когда он дошел в своем падении до печального для него конца, меня как-то связывают с его позорными поступками».

фото с сайта kinoblogi.ru
фото с сайта kinoblogi.ru

Хоронить Людмилу Юрий не пришел.

И даже телеграмму соболезнования не прислал.

Его завертели другие, неспокойные дела. 

При случае и об этом поговорим.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх