На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

"Из-за меня там сняли чуть не полсостава". Валентин Гафт: выгнали или сам ушел?

Гафт, Миронов и Плучек
Гафт, Миронов и Плучек

2 сентября родился Валентин Гафт (1935 – 2020), актер, в представлении не нуждающийся.

Ему часто мешала едкость по поводу окружающей культурной действительности. Гафт не лез за словом в карман и заносил слово на бумагу, порождая на свет язвительные эпиграммы (СЛОЖНЫЙ СЛУЧАЙ ЭПИГРАММ ГАФТА. "Я В ЖИЗНИ ТАКИХ СЛОВ НЕ ПРОИЗНОСИЛ, ЭТО ПИШУТ ЗА МЕНЯ").

Именно из-за эпиграмм потерял он место в Театре сатиры, где ему удалось получить шикарную роль графа Альмавивы в постановке «Безумный день, или Женитьба Фигаро».

Вот об этом и поговорим.

"Русский сувенир". Таким увидел Гафта Эраст Гарин

С Театром сатиры роман у Гафта изначально не задался. В 1958 его выгнали из Театра имени Моссовета, актер шатался без работы и был подхвачен Эрастом Гариным, с которым снимался в фильме «Русский сувенир». Гарин ставил в Театре сатиры «Тень» Шварца и искал актера на роль Ученого.

О своем афронте Гафт вспоминал так:

«И вот настал час моей премьеры! Чуть не на первых же секундах я почти упал в оркестр с балкончика, который отвалился на авансцене. Но я спасся, а он каким-то чудом повис. Я перепутал партнерш и стал вести диалог с Аросевой, а надо было с Зелинской, и, глядя не в ту сторону, получил, естественно, не тот ответ. Боже, что со мной было! И, конечно, меня не приняли в Театр сатиры, вернее, не оставили в нем».

Но время шло. Гафт поработал с Эфросом на Малой Бронной, а в начале 1969 года его нашел Андрей Миронов, уговаривая прийти в Сатиру на роль графа Альмавивы (сам Миронов играл Фигаро).

Мы, так уж получилось, знаем в основном парадную сторону Гафта. Добившись всесоюзной славы в возрасте 40+, он предстал на экране умудренным жизненным опытом. По молодости же лет это был нервный максималист ("Догадываюсь, что Гафт сделал бы с Инной, если бы увидел ее на кладбище". Как Гафт потерял дочь).

Татьяна Егорова так вспоминала обстоятельства репетиций «Женитьбы Фигаро»:

«Гафт – вечно недоволен и непримирим ко всем. На Сюзанну он кричал в бешенстве, что это не Сюзанна, а Красная Шапочка, Графиню со стоном окрестил «сибирским валенком».

Да Гафт и сам признавался:

«Как меня терпел главный режиссер Плучек, удивляюсь до сих пор. Много на себя не беру, но из-за меня там сняли чуть не полсостава и, главное, заменили Сюзанну».

Если Миронов нашел Гафта на роль Альмавивы, то Гафт нашел Нину Корниенко на роль Сюзанны.

В определенный момент Гафт, однако, зарвался, замахнувшись на авторитет худрука Сатиры Валентина Плучека. Появилась эпиграмма: 

Сам по себе он ничего не значит,

В нем интеллект брынчит и скачет.

Его познания как числа,

И всё поэтому без смысла.

Постольку Плучек мастер штучек,

Поскольку сам из недоучек.

Премьера произвела фурор, все сошлись во мнении, что Гафт бесподобен. Но здесь уже несло Плучека, уставшего от закидонов Гафта. Как я понимаю, сделав с ним один спектакль, он пришел к решению больше с этим актером не работать.

Хотя, опять же, Гафт выдвигал другую версию происшедшего, приписывая инициативу ухода себе.

«Олег Ефремов увидел меня в «Фигаро». Пришел за кулисы и сказал: «Переходи к нам». Я спросил: «Когда?» Он ответил: «Завтра». И я немедленно подал заявление об уходе. Плучек меня отговаривал, называл мне роли, которые я буду у него играть. Но я понимал, что это не мой театр. Хотя там были великие, очень яркие артисты, и мне очень нравились репетиции Плучека».

Татьяна Егорова видела историю иначе, но ее вряд ли посвящали в детали. По ее словам, зная взрывной характер Гафта, Плучек выразил публичное недовольство его игрой, окрестив актера «Уркой». Гафт написал заявление об уходе, а затем попытался дать заднюю, выразив желание играть Альмавиву в качестве приходящего актера на контракте. Плучек попросил Гафта не беспокоиться, ему быстро найдется замена.

Замена нашлась в лице Александра Ширвиндта, а поскольку в телеверсию спектакля попал именно он, то на данный момент о Гафте в роли Альмавивы никто и не помнит, настолько она стала «ширвиндтовской».

Обида жгла Гафта, иначе как объяснить что нелюбимый театр он вниманием не оставлял, разродившись эпиграммой на спектакль «Горе от ума».

Зачем напрасно тратить в споре

«Мильон терзаний» на пустяк?

Отсутствие ума не горе —

Сам постановщик был дурак.

И отмстил он Плучеку публично. Можно сказать, отвесил пощечину.

Случилось это так.

В Театре сатиры отмечали юбилей художника по свету Аарона Намиота. Он захотел видеть у себя в программе стародавнего приятеля Гафта.

Концерт в честь Намиота вел Плучек. На сцене стояли два кресла. В одном сидел юбиляр, в другом представляющий гостей худрук. Гафта он объявлять отказался, его представил сам Намиот.

Встав между креслами, Гафт продекламировал эпиграмму:

В ваш юбилей хочу сказать одно:

Служа искусству света беззаветно,

Вы освещали так порой говно

Что становилось и оно заметно.

На слове «говно» - Гафт сделал жест рукой, словно представляя Плучека. Хуже всего, в полной тишине зала раздался смешок (какой-нибудь Татьяны Егоровой), сопровождаемый замечанием: «А ведь, правда…»

На этом Гафт счел себя отомщенным и больше о Плучеке плохо не отзывался.

Да и тот о нем думать забыл.

Единственная печаль, нам никогда не увидеть Гафта в роли Альмавивы. Ширвиндт бесподобен, но каким бы мог быть Гафт...

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх