На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Разрыв сознания Леонида Филатова. Юноша — поэт, заподозренный в убийстве.

Пришло время нового сериала, и на сей раз героем разбора становится Леонид Филатов (1946 – 2003).

Мы уже рассматривали таких героев застоя как максималист, опоздавший к разделу оттепельного пирога, Олег Даль (олег даль), и мутирующий из доктора Джекилла (Лукашина) в Хайда (Карандышева) интеллигент Андрея Мягкова (Андрей Мягков).

Филатов же показал другого героя, а публика, которая дура, увидела совсем уж третье.

 

Филатов наиболее близко подошел к изображению интеллигента застойного времени как человека тонкого. Но ролька в фильме-катастрофе «Экипаж» (1979) стала его личной Голгофой, наделив образ мачизмом, который душевной структуре актера был противопоказан.

И вот парадокс, - драма интеллигента, вынужденного контактировать со шпаной, впитывая ее ужимки, начала разыгрываться Филатовым до актерского поприща.

Все началось с детства.

Мальчик рос без отца (родители разошлись, когда ему было семь). Болел настолько часто, что его не взяли в школу даже в восемь лет, посоветовав потерпеть годик, таким измождённым выглядел Леня. И вот слабенький ребенок, пишущий стихи, был вынужден как-то вписываться в реальность ашхабадских послевоенных улиц, где верховодила грубая сила.

Филатов вписался, более того, некоторое время, жизнь, которую он вел, не смущала парня двойственностью.

С мамой
С мамой

Писать Леня начал рано, а дебютировал как поэт в 1960, басней «Домашнее задание и Колино призвание». Приводить басню не буду, найти ее в сети не составляет труда. Скажу только, что Филатов предстает в этой басне советским юношей с правильной повесткой. Выбирая «Кем быть?» его герой Коля встает за станок.

Итак, с одной стороны Филатов свой в ведущих газетах города. Он получает путевку в «Артек», победив в конкурсе цветоводов (вырастил изумительную розу).

С другой, рулит улица с драками район на район, в которых Филатов принимает участие столь рьяно, что результатом становится операция на сломанном носе.

Настал момент, и культура с вольницей соприкоснулись лоб в лоб.

Филатов выступал со стихами в молодежном кафе, когда туда вошли милиционеры и его арестовали. Неподалеку убили человека, один из свидетелей происшедшего опознал Леонида, как убийцу. Филатову удалось доказать алиби, но страху он натерпелся.

Именно опыт улицы позволил Филатову изобразить убийцу в фильме Константина Ершова «Грачи» (1982), чуть ли не единственной картине, где он в реале выглядит парнем сильным. Безусловно, запоминаются его блатные интонации: «Чё ты тянешь? Ты Эдика Хачатурова знаешь?»

Филатов говорил:

«Теплый край, туда регулярно стекались бандиты, и я их наблюдал достаточно… Они самые угрожающие вещи говорили таким ленивым южным тоном – без единого резкого звука, без «р», «д», «г», на сплошном «ш», «щ», почти нежно: «Ты шо! Шо ты тя-янешь! Ты шо!» Ну, и у меня были собственные понты-припарки, чтобы отбиваться…»

Да и вообще криминальное отрочество было окрашено у Филатова ностальгией.

«Ашхабад в годы моей юности не сказать чтоб уголовный, но… южный город, смешение национальностей, темпераментов. Там и армяне, и украинцы, и евреи, и грузины, и туркмены, разумеется. И понятно, что проводить девочку вечером было мероприятие небезопасное. В этих республиках надо рождаться аборигеном».

"Чё ты тянешь?"

Опыт улицы дал, на мой взгляд, Филатову знания, которые впрямую ему повредили. Именно с улиц он вынес установку на суперменство, желание сломить противника любой ценой. Отсюда пошли заносы, слава Богу, не физического, а вербального плана, когда Филатов в пылу споров переходил эстетические рамки, мысля аки пахан. А тонкая душевная организация давала себя знать покаянием. В ситуациях, где вечный соперник - оппонент Филатова Валерий Золотухин (парень от истинной, а не декоративной сохи) вообще не видел проблем, Леонид засамоедствовал себя до онкологии.

Если копнуть глубже, выяснится, что в данном случае мы имеем дело не с личной проблемой Филатова. Речь пойдет об еще одной ипостаси русского интеллигента, вынужденного контактировать с голимой реальностью, где принципы совести размыты, а то и вовсе не действуют. Где легко ошибиться, впасть в ложный пафос, наделать в запальчивости непростительных (самому себе) ошибок.

Да так ли уж он и хорош этот культ силы?

Всем ли подходит?

Будем разбираться.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх