На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Ингерман Ланская
    кто бы её ещё помнил.... фильмы то , где она снималась мало кто помнит, а уж её то....О чём мечтает 74-...
  • ninikooo Митусова
    Жаль ее, хорошо играла в наших фильмах.О чём мечтает 74-...
  • Сергей Дмитриев
    Предлагаю почеркаться над экранизацией моей непритязательной книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" под названием п...Как актёров потоп...

Вениамину Смехову исполнился 81 год

10 августа исполнился 81 год знаменитому актеру, сценаристу и режиссеру Вениамину Смехову. Если кого-то и можно назвать поистине народным артистом, так это его, хотя никаких официальных званий у него нет – сначала не давали, а потом он и сам отказался.


Право называться народным он заслужил своими ролями: театралы рукоплескали ему за первое воплощение образа Воланда, а миллионы телезрителей обожали его Атоса. Каким образом булгаковский персонаж помог ему получить самую известную кинороль, и как его первым экранным мушкетером стал Арамис – далее в обзоре.


Актер в юности с сестрой и родителями 

Вениамин вырос в Москве в интеллигентной семье: его отец был профессором, доктором экономических наук, один брат отца – известным книжным иллюстратором, другой – главным художником издательства «Медицина», мать Вениамина была врачом-терапевтом и работала завотделением в поликлинике. А вот Вениамин не хотел заниматься ни наукой, ни медициной. Его первые мечты о будущей профессии были очень прозаическими – он хотел стать шофером и выстраивал дома «кабину» из стульев. А когда подрос, увлекся литературой, начал заниматься в драмкружке во Дворце пионеров и выступать с декламацией стихов на сцене. Именно тогда он и понял, чем хочет заниматься в будущем.


Вениамин Смехов в Куйбышевском театре

Хотя его родителям актерская профессия не казалась серьезной, Вениамин вопреки их воле поступил в Щукинское училище на курс Владимира Этуша, но педагог не сразу оценил его способности. Застенчивый от природы, Смехов терялся на сцене, и Этуш даже настоятельно рекомендовал ему сменить профессию и заняться математикой, чтобы «не тратить впустую свой мудреный рационализм». Он перевел Смехова в вольнослушатели с испытательным сроком, однако студенту удалось не только восстановиться на курсе, но и получить высший балл по актерскому мастерству.


Первый советский исполнитель роли Воланда Вениамин Смехов, Театр на Таганке, 1977

После окончания училища Смехов попал по распределению в Куйбышевский драмтеатр, а через год вернулся в Москву и был принят в труппу Московского театра драмы и комедии, через 2 года реорганизованного в Театр на Таганке. На его сцене актер выступал почти 35 лет и сыграл там свои лучшие театральные роли, самой известной их которых был Воланд в «Мастере и Маргарите» (Смехов стал первым в СССР исполнителем этой роли), а также попробовал свои силы в качестве сценариста и режиссера.

Неповторимый Атос




Вениамин Смехов в фильме-спектакле *Двадцать лет спустя*, 1971

В 28 лет Вениамин дебютировал в кино, причем это случилось благодаря его коллеге по Театре на Таганке Владимиру Высоцкому, который попросил сценаристов написать для Смехова роль барона Краузе в фильме «Служили два товарища». А через 3 года зрители впервые увидели его на экранах в образе мушкетера. Интересно то, что это был не Атос, а Арамис в телеспектакле «Двадцать лет спустя». А через 8 лет ему уже достался образ Атоса в легендарном фильме Георгия Юнгвальда-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетера». Изначально на эту роль пробы проходили Юрий Соломин и Василий Ливанов, но когда режиссер увидел Смехова на сцене Театра на Таганке в образе Воланда, он не раздумывая предложил ему стать Атосом.


Кадр из фильма *Д’Артаньян и три мушкетера*, 1979 

Смехов согласился на это предложение, по его словам, из-за его старшей дочери Елены, которая обожала произведения Дюма и бесконечно их перечитывала. Актер по этому поводу шутил: «У меня не было другого выхода, как сняться, чтобы моя любимая дочь прекратила это безобразие». На тот момент Смехов был очень загружен в театре и выходил на сцену буквально каждый вечер, но выход из ситуации все же удалось найти: на съемки он прилетал только по выходным, и в ряде эпизодов его заменял дублер. Именно поэтому в некоторых сценах Арамис и Портос показываются в кадре лицом к зрителю, а Атос – спиной или боком.


Вениамин Смехов в фильме *Возвращение мушкетеров*, 2009

Несмотря на невероятный успех этой киноработы, таких же ярких ролей ему больше не предлагали, и за весь свой кинопуть Вениамин Смехов сыграл всего около 10 главных ролей, и 3 из них были в продолжениях все тех же «Мушкетеров». Его актерскую кинокарьеру вряд ли можно было назвать успешной: в образы «парней из народа» он явно не вписывался, для злодеев выглядел слишком интеллигентно и аристократично, роли иностранцев доставались прибалтам. Актер часто принимал участие в пробах и уходил ни с чем, оглушенный вердиктом «острая внешность». Таким завуалированным способом ему намекали на его еврейское происхождение и «несоветскую» красоту.

Отказ от звания народного артиста России




Вениамин Смехов в сериале *Фурцева*, 2011 

С начала 1990-х гг. Вениамин Смехов занимался постановкой спектаклей и телеспектаклей в России и за рубежом. Он подготовил драматические и оперные постановки в Израиле, Чехии, Франции, Германии и Австралии, также преподавал актерское мастерство в университетах США. Помимо этого, ему удалось реализовать и свои литературные способности: Смехов выпустил несколько книг о своей службе в Театре на Таганке, о съемках «Мушкетеров», о своих знаменитых современниках. Детское увлечение декламацией стихотворений тоже не прошло бесследно: актер часто выступал на сцене с чтением произведений известных поэтов, а в 2013 г. подготовил поэтический спектакль «Нет лет» по стихам Евгения Евтушенко.


Кадр из фильма *Продавец игрушек*, 2013

В 2010 г., когда актеру исполнилось 70 лет, ему хотели присвоить звание народного артиста России, но Смехов от него отказался. Свое решение он объяснил так: «…сегодня все можно купить. А мне это не ценно. Когда нам должны были давать, тогда нам на Таганке запрещали по политическим причинам. Потом случилась беда – Любимов был изгнан. И уже никаких разговоров о званиях и прочее. А потом, наоборот, пришло время, когда меня вынуждали согласиться, потому что уже все молодые давно заслуженные и народные, а я – нет. Но Ульянов и Лавров сказали: давайте от этих советских цацек откажемся. И перестали даже подписывать себя народными артистами. Мне это так понравилось! Это было давно. А сейчас мне хотели подарить звание к юбилею. Но жена хорошо меня знает, она объяснила важному человеку, что я обижусь. Не надо мне. В Экклезиасте замечательно сказано: «Доброе имя дороже звонкой масти».


Актер, сценарист и режиссер Вениамин Смехов
Читать далее →
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх