15 мая скончалась Наталья Гундарева (1948-2005).
Мы уже говорили о ее втором браке с актером Виктором Корешковым, который три раза брал в жены известных актрис, на что жизнь и протратил (НЕ ДОБИВШИЙСЯ ИЗВЕСТНОСТИ АКТЕР, ЖЕНАТЫЙ НА ТРЕХ ИЗВЕСТНЫХ АКТРИСАХ).
Сегодня вспомним первый брак Гундаревой, с режиссером Леонидом Хейфецем (1934-2022), наградившим ее неизбывной болью.
К моменту встречи с Гундаревой Хейфец работал в Малом театре и собирался ставить на телевидении «Обрыв» Гончарова. На роль Марфиньки к нему пришла пробоваться Гундарева. Естественно, покорила.
Возник роман, отягощенный бездомьем. Гундарева жила с матерью, а Хейфец после развода с первой женой оказался почти на улице, обитая в комнатушке при театре.
Жилье пара сняла, а свадьбу решила сыграть без пафоса. Бывалому режиссеру приходилось присутствовать на многих свадьбах и он вынес наблюдение — чем пышнее торжество, тем безобразней развод.
Отметили скромно, Наталья обошлась даже без белого платья невесты, без свадебного путешествия.
Всё равно брак это не спасло.
Во-первых, Гундарева не понравилась авторитарной маме режиссера.
Та говорила:
«Мой сын был женат на прекрасной женщине из интеллигентной семьи. Ее мама — герой войны, грудь в орденах. Мне нравилась сноха, все было замечательно, если бы не встреча Лени с Гундаревой. Из-за нее Леня развелся».
Во-вторых, сразу пошли неполадки творческого плана. Хейфец сетует, что Наташа страдала без ролей, а он ей ничем помочь не мог: принципы не позволяли, да и в Малый запрещали приглашать актеров со стороны (Гундарева числилась в «Маяковке»).
«Так что мне оставалось только смотреть, как Наташа страдает. Могла ночь не спать, сидеть в постели с открытыми глазами и раскачиваться из стороны в сторону. Я старался утешить: «Наташка, очнись, будут роли, никуда не денутся». Молчит, словно окаменела. Уговариваю: «Давай спать. Уже ночь, завтра у нас обоих репетиции». Она мне в лицо посмотрит, а в глазах — такая тоска…»
Если Гундарева и страдала, то даже непонятно когда (в любом случае недолго). Познакомились и расписались наши герои в 1973, а мелодрама «Здравствуй и прощай», после которой Гундареву узнал самый широкий зритель вышла за год до того. В 1974 Гундарева ввелась в спектакль «Банкрот» вместо Татьяны Дорониной, начиная карьеру примы в «Маяковке».
А насчет «мне оставалось только смотреть, как Наташа страдает»... Хейфец словно запамятовал, как снимал Гундареву в телеверсиях «Вишневого сада» и «Доходного места».
А потом к актрисе пришла настоящая слава, которая, по мнению Хейфеца, их отношения разрушила.
Вообще чувство режиссера к жене было сложным и это еще вопрос, - хотел ли он, чтобы та раскрутилась? Возникает ощущение — нет. Хейфецу был нужен не талант, а жена.
В любом случае жизненную позицию Гундаревой режиссер не принимал, говоря:
«Я любил Наташу, но она любила себя и профессию. Хотела быть звездой. Считала себя исключительной. Хотела, чтобы все перед ней преклонялись. Для меня все женщины - равны, как и все профессионалы своего дела. Ставлю знак равенства между хорошей актрисой и хорошей ткачихой. Пытался это объяснить Наташе, но она не хотела меня слушать. Наташа прекрасно играла представительниц всех профессий, но в реальной жизни считала их вторым сортом, а себя - первым. Если бы она была моей ученицей, я бы объяснил ей, что она ошибается и что это рано или поздно ее погубит. Но Катин-Ярцев вознес Наташу на пьедестал и вдолбил в ее голову, что она богиня».
Погубило Гундареву все же нечто другое.
После фильма «Сладкая женщина» (1976) она вошла в топ советских артисток, не желала из него выходить и потому беременность от мужа сочла нежелательной. Хейфец не стал выступать против аборта, поскольку и сам был тем еще работоголиком.
Никто тогда не предполагал, что Гундарева в определенном смысле подписывает себе приговор — детей у нее больше не будет, а вот чувство горечи и вины останется навсегда, отравляя.
Итак, ради работы оба пожертвовали ребенком.
А там и отношениями жертвовать пришлось.
У Хейфеца постоянные репетиции в театре. У Гундаревой — гастроли и банкеты. Если раньше она могла уделять внимание семье, то теперь нет, а ведь Хейфец привык приводить в гостеприимный дом толпу народа после спектакля. Наталья жаловалась: «И вот я стою на кухне и чищу картошку. Я так устала от хозяйских забот. Не могу больше! Все, кончилась моя любовь!»
Хейфец тоже недоволен: «Меня перестала устраивать такая семейная жизнь, когда не поймешь, есть у тебя жена или нет».
Развод последовал в 1979. Обошлись без особых дележек, скандалов и высказываний.
Хейфец отмечал, что расстались спокойно.
И не без сожалений констатировал: «Мы оба не понимали, что теряем, оба виновны в распаде семьи».
Свежие комментарии