На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

«Олег вообще все повторял за Володей: пил, зашивался ... Вслед за ним и умер». Даль Vs. Высоцкий

Даль, Высоцкий и Волчек
Даль, Высоцкий и Волчек

В своем разговоре об Олеге Дале мы дошли до фильма «Плохой хороший человек», где он составил экранную пару с другим рупором эпохи Владимиром Высоцким ("Его неврастения, возбудимость, склонность к рефлексии — как раз то, что нужно для этого образа…").

Пришла пора сказать, что представляли собой взаимоотношения обоих.

Неизвестно насколько серьезно относился Высоцкий к Далю, а вот Олег Иванович зачислял последнего в друзья. Наиболее точно их отношения выразил, как мне кажется, Евгений Татарский: «Олег вообще все повторял за Володей: пил, зашивался, кололся. Вслед за ним и умер».

Михаил Козаков вспоминал:

«На какой-то встрече со зрителями Далю пришла записка: «Олег Иванович, есть ли у Вас друзья? Кто они?» – «Друзей у меня нет, – ответил Даль. – То есть они у меня были – Влад Дворжецкий, Володя Высоцкий…» Потом помолчал, глядя по своей обычной мрачноватой манере последних лет внутрь себя, и добавил: «Я чувствую – они меня ждут».

Запомним вот это «они меня ждут», ибо, создается впечатление, для Даля стали важны посмертные отношения с Высоцким, при жизни встречи их были не так уж чтобы часты.

"Плохой хороший человек"

Принадлежа к одному поколению и кругу они не могли не сталкиваться. Высоцкий подобно Далю тоже пробовался в студию театра «Современник», но кастинг не прошел («Я думаю, что он стал пить в «Современнике». Так ли хорошо было Олегу Далю в театре "Современник"?). Именно Высоцкий должен был играть авантюриста Крестовского в экранизации «Земли Санникова», но роль отошла Далю ("Когда Даль записывал песни, он был немножечко в запое". Как Олег Даль потерял песни). В 1973 вышел «Плохой хороший человек» и данная работа оказалась единственной совместной у Даля и Высоцкого (Случай Лаевского: "Убить нельзя помиловать").

Тамара Бибикова вспоминала как Даль хвастался загулами с Высоцким.

«Сидим на кухне, пьем. Вдруг влетает Марина и говорит: «Алкоголики! А сами... сами пить не умеете!.. Научитесь сначала, а потом пейте!!!» Выдула бутылку водки и пошла спать спокойно...»

Да, к сожалению бутылка стала своеобразным притяжением и для Высоцкого, и для Даля. Характерно, что вшить «Эспераль» Далю предложил многоопытный Высоцкий. 1 апреля 1973 Даль зашился наравне с другом Володей.

На Высоцкого Даль постоянно оглядывался. Режиссер «Плохого хорошего человека» Иосиф Хейфиц цитировал письмо Даля, где есть такие строки: «После Володи останутся его песни, а после меня – мои фильмы. Мне бы так хотелось, чтобы память обо мне осталась хорошей».

Но вот теща Олега Ольга Эйхенбаум восторг его не поддерживала, отмечая, что в зяте «не было того, что было у Высоцкого — богемы. Он был удивительно чистоплотен в искусстве и в жизни...»

Встречи, пусть и нечастые, продолжались до самой гибели Владимира.

Валентина Талызина вспоминала:

«Однажды я вышла из своего дома, дошла до Садовой улицы и пошла вдоль по ней. Было солнце, свежее утро и холодная майская прохлада. Шла я на троллейбус, в котором езжу в театр. И вдруг встречаю на этой остановке Олега и говорю:

Ой… Здравствуй!

Здравствуй…

Он спросил:

Куда ты?

Я в театр, а ты куда?

А я иду к Высоцкому.

Я говорю:

На какой предмет?!

Мы будем пить. Мы вот так вот сядем и начнем.

Я как-то опешила, потому что знала все эти истории, все эти дела… и сказала:

Да? Вот так… просто?..

Да, вот так просто. Вот сейчас с утра и начнем».

Эта последняя встреча на первомайские праздники 1980-го года обросла рядом мемуарных свидетельств. Согласно им, Даль приехал изрядно пьяным и свой визит объяснил тем, что домой в таком состоянии идти не решается. Это было первого мая, а второго друзья Высоцкого вшили Далю на квартире поэта очередную «Эспераль».

Жить Высоцкому оставалось меньше трех месяцев.

На похоронах Высоцкого
На похоронах Высоцкого

На похоронах друга Даль, во-первых, потерял сознание, а, во-вторых, прямо у гроба начал раскручивать мантру - «Я скоро уйду к Володе». Эта тема стала для Даля прямо таки сквозной.

Алла Покровская: «Мы втроем — Олег, Таня Лаврова … и я —вышли покурить. Стояли, молчали, каждый думал о своем, как вдруг Олег начал сильно хохотать, с ним случилась настоящая смеховая истерика. Мы с Таней на него зашипели, а он, не переставая смеяться, сказал: «Следующий — я!»

Елизавета Даль: «На похоронах Высоцкого Олег сказал: «А теперь моя очередь».

Иосиф Хейфиц: «И часто он повторял: »Ну вот, скоро и моя очередь пойти к Володе».

Александр Шпеер: «Олег сказал: « Володя умер, и мне здесь больше делать нечего».

Тамара Зиновьева приводит монолог Даля: «Я больше жить не буду… Я вскоре за Володей пойду… Очень даже скоро… Вот годок – и все. И больше я жить на этом свете не буду… Только б до Нового года!..»

И даже киномеханик Михаил Митрофанов вспоминает слова актера: «Володя вот умер... Теперь, видно, и мне недолго осталось...»

25 января 1981 года, надо понимать к дню рождения, Олег Даль заносит в дневник стихотворение с посвящением «В. Высоцкому. Брату»

Сейчас я вспоминаю…

Мы прощались… Навсегда.

Сейчас я понял… Понимаю…

Разорванность следа…

Начало мая…

Спотыкаюсь…

Слова, слова, слова.

Сорока бьет хвостом.

Снег опадает, обнажая

Нагую холодность ветвей.

И вот последняя глава

Пахнула розовым кустом,

Тоску и лживость обещая,

И умерла в груди моей.

Покой-покой…

И одиночество, и злоба,

И плачу я во сне, и просыпаюсь…

Обида – серебристый месяц.

Клейменность – горя проба.

И снова каюсь. Каюсь. Каюсь,

Держа в руках разорванное сердце…

Жить ему оставалось меньше двух месяцев.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх