На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

ЛОГИКА СТАЛИНСКИХ РЕПРЕССИЙ НА ПРИМЕРЕ АКТРИСЫ КАПНИСТ

22 марта родилась Мария Капнист (1913-1993), актриса, с которой связаны кошмары моего советского детства.

Хотя, конечно, Капнист достойна была жалости.

Слишком, по человеческим меркам, несправедливо обошлась с ней жизнь.

Это по человеческим меркам.

У государства ведь другие критерии.

Как говорил, прикинувшийся Заратустрой Ницше: «Государством» называется самое холодное из всех холодных чудовищ».  

На примере Капнист видно как работала репрессивная сталинская машина и становится понятной ее холодная логика.

Главное преступление, - Мария Капнист принадлежала к старинному дворянскому роду, будучи по отцовской линии двоюродной правнучкой Василия Капниста.

Папаша, даром что граф, заигрывал с большевиками, ввозя из-за границы тиражи крамольной «Искры».

Тем не менее, едва произошла революция, семейство перебралось в Крым. Пока Крым был под белыми, нормально жили в фамильном имении.

В 1921 пришли красные.  

Отца расстреляли.

Мария вспоминала:

«А тетю убили на моих глазах. Мне было около шести лет, но я помню лица тех людей. Один из них сказал другому, указывая на меня: «Смотри, какими глазами она на нас смотрит. Пристрели ее»

То есть, уже шестилетней Мария квалифицируется как враг.

Надо сказать, что и ведет себя она соответственно.

Оправдывая ожидания.

Вот на уроке детям предложено подобрать рифму к слову «Коммунист». Девочка подбирает и декламирует: «Никогда коммунистом не будет Капнист!»

Не будет?

Ну и не надо...

МАРИЯ В РОЛИ НАИНЫ В "РУСЛАНЕ И ЛЮДМИЛЕ"
МАРИЯ В РОЛИ НАИНЫ В "РУСЛАНЕ И ЛЮДМИЛЕ"

Надо понимать, что СССР с первых лет своего существования находился в кольце врагов и это никакая не метафора. Происходил великий социальный эксперимент, создание нового человека и люди старой формации становились опасны, как пятая колонна, способная работать на развал коммунистического государства. Ключевое слово здесь, - «способная». Речь шла не о реальных намерениях того или иного гражданина, а о его сложившемся имидже, - что делали до 17-го года, кто родители, кто был начальник на первой работе.

Всё учитывалось.  

До определенного момента Капнист не трогают. Более того, у нее появляется шанс сделать актерскую карьеру. Мария поступает в Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского, начинает выходить на сцену в массовках.

В 1934 ее исключают из института с запретом жить в Ленинграде.

Неожиданно?

Не совсем.

В Ленинград Мария Капнист попала благодаря помощи Кирова, который был знаком с ее матерью. В декабре 1934 Кирова убивают. Мария Капнист снова попадает под мощный прожектор.

Об актерской карьере пришлось забыть. Девушка уехала в Киев, пошла по финансовой части, работала бухгалтером.

Арестовали ее в августе 1941, когда забирали под гребенку всех неблагонадежных, - ведь началась война и «пятая колонна» в тылу становилась опасна. Еще раз, не играло роли, была ли Мария Капнист опасна в действительности. Дворянка по происхождению, дочь расстрелянного красными графа опасна потенциально.

Судили ее за шпионаж, дали восемь лет.

"БРОНЗОВАЯ ПТИЦА"

Гулаговская эпопея Капнист это, конечно, ад. Женщина на самых тяжелых мужских работах, вынужденная вымазывать лицо углем, дабы не польстились охранники.  

Но всюду жизнь.

В 1950 Мария родила дочку в тюремной больнице. Назвала Радиславой в честь героини рассказа Горького «Макар Чудра». В этом рифма судьбы, - одна из ярких ролей Капнист будет старуха Изергиль в экранизации Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо».

Второй срок Мария получила, когда сидеть оставалось всего ничего. Она увидела, как воспитательница лагерного детского сада ударила ее дочь. Капнист набросилась на обидчицу, и получила еще десять лет. Говорят, мол, воспиталка оказалась любовницей сотрудника НКВД. Может, за давностью лет не проверишь, но здесь мы сталкиваемся и с тем обстоятельством, что на волю выпускали неохотно. Стремились дать «довесок», пусть еще посидит, а если отпускали, то вновь старались забрать при малейшем шорохе. Включалось соображение: осужденные по политической статье, как правило, из культурной прослойки, еще начнут мемуары о пережитом писать (кстати, сбылось).  

"НОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЯНКИ ПРИ ДВОРЕ КОРОЛЯ АРТУРА"

Положение Капнист усугублялось наличием дочери. По ее просьбе девочку нашла, вышедшая на волю раньше, сокамерница и подруга Валентина Базавлук.  

Базавлук сделала для Капнист все, - удочерила девочку; добравшись до Микояна, настояла на освобождении Марии.

В 1956 Капнист оказалась на свободе.  

В 1958 ее реабилитировали.  

Медленно, но верно Мария восстановила отношения с дочерью, которая воспринимала матерью Базавлук, а не страшную, измотанную лагерем старуху. Позже Капнист скажет:  

«Я испытала такие страшные лагеря, но более страшные пытки я испытала, когда встретила свою дочь, которая не хотела меня признавать». 

"ТАВРИЯ"

Актерскую карьеру Капнист начала в 1958 году, сыграв колоритную игуменью в фильме «Таврия». С тех пор она не вылезала из павильонов студии Довженко, штампуя образы графинь, ведьм, цыганок. Худая, морщинистая, с выдающимся носом, запавшим ртом Капнист вошла в мое детское сознание как Наина из экранизации Птушко «Руслан и Людмила». А загадочная, инфернальная экономка «Графиня» из пионерского хита «Бронзовая птица»?

Про Изергиль мы говорили, но в активе Капнист также роль в «Цыгане».  

В год порой Капнист делала пять картин, словно отыгрываясь за годы простоя.

"ШАНС"

Но прошлое не отпускало. Работа в гулаговских шахтах наделила актрису клаустрофобией. Она так боялась закрытых пространств, что не рисковала спускаться в подземный переход. Ее сбила машина, когда 79-летняя женщина переходила в неположенном месте улицу. Последними ее словами были: «Шофер не виноват», что свидетельствует, Капнист боялась, как бы не осудили невиновного.  

Светлая память!

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх