На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Сергей Дмитриев
    Предлагаю почеркаться над экранизацией моей непритязательной книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" под названием п...Как актёров потоп...
  • Дмитрий Шершов
    С голоду не пухнетКак сегодня живёт...
  • Nina Pudikova
    Долгоденствия и Благоденствия Человеку!!! Спасибо, что он есть!!!Как сегодня живёт...

РЕЖИССЕР ФИЛЬМА "МУЖИКИ!..", УБЕЖДЕННАЯ, ЧТО ПРЕДАДУТ СВОИ, НО ПОМОГУТ ЧУЖИЕ

Режиссер Искра Бабич (1932-2001) знакома широкому зрителю по фильму «Мужики!..», где герой берет на воспитание дочку да еще двух детей впридачу. 

Бабич вообще разрабатывала тему брошенных ребяток как-то маниакально, с постоянным к ней возвращением.

Об этом и поговорим.

Искра родилась в 1932 году, хотя Википедия настаивает на 1938, не задумываясь, как может девочка 18 лет стать в 1956 выпускницей режиссерского факультета ВГИКа.

В большом кино Искра дебютировала в 1960-ом мелодрамой «Первое свидание». Именно там возник в творчестве женщины мотив детей, которые нуждаются в опеке.

«Первое свидание» совершенно явно разваливается на две истории. Сперва фильм рассказывает, как с первой встречи полюбили друг друга молодые люди Валя (Лидия Шапоренко) и Алеша (Георгий Юматов). Алеша оказался эгоистичным себялюбцем и начал Валентину разочаровывать. После ссоры с ним Валя ушла из дому, и Алеша, считай, пропал с экрана до финала. Началась история вторая.

Прежде чем перейти к истории второй, отметим посыл Бабич. А именно: предают свои. Самые близкие. Родная кровь. 

Посетили ЗАГС Алеша с Валей в отпуске, а, вернувшись в Москву, выяснили, что жить им негде. Мама мужа категорически не хочет с избранницей сына даже знакомится, не то что в квартиру пускать. Родная сестра, с которой Валя делила угол, за время ее отпуска тоже вышла замуж, теперь в комнате двое и Валя безропотно уходит, не поставив родню в известность о своем положении. Валина напарница по работе в столовой (Нина Меньшикова) страдает от алкоголизма мужа. Не выдержав мук душевных, умирает прямо на работе. 

Но уже в первой истории возникает второй посыл: помогут чужие, случайные прохожие. Валю с Алешей пускает к себе жить интеллигентная вдова кинолога (Татьяна Пельтцер). Именно пускает, в пространстве фильма речь о плате за съем не заходит. 

Посыл «Помогут чужие» Бабич вовсю разрабатывает во второй истории. Навестив семью умершей напарницы, и застав детей в пьяной компании, Валя все больше проникается их участью, несмотря на сопротивление отца пьющего литейщика Павла Смурова (в этой роли муж режиссера Афанасий Кочетков). 

После того, как Смуров попадает в милицию (ища опохмелку, пытался продать игрушечную машинку детей), появляется статья в газете о том, какой он плохой отец и какая хорошая женщина Валя. Со всей страны идут потоком чужие письма желающих детей усыновить, а на Вале жениться. 

Смурову грозит лишение отцовства, хотя он медленно исправляется. Валя излагает ему план действий: «Я сегодня в райкоме была и мне сказали, если у вас детей отберут, я их на себя возьму. Ну, они будут жить у вас, только на моей ответственности. А если вы хоть раз выпьете, я детей заберу и уеду».

Все закончится хорошо, Смуров вернется на путь трезвости, а Валя помирится с Алешей. 

«Первое свидание» в год выхода выбилось в лидеры проката, собрав свыше 25 миллионов зрителей. 

Крепкий фильм, испорченный распадением на две сюжетные линии. Любовь с Алешей в историю семейства Смуровых надо было вводить жестче.

А еще «Первое свидание» достаточно традиционная картина, ложащаяся в социальный пафос постройки человека советского. Близкие предадут, общество… общество никогда.

Следующий фильм Бабич «Половодье» (1962) повествовал о любви деревенской девушки Даши (Галина Яцкина) и моряка Зиновия (Валентин Зубков). Даша - героиня Соцтруда, вся такая поэтически восторженная и правильная. Зиновий – эгоист-единоличник. На этом и строится конфликт.

Тема брошенного ребенка проводится здесь фоном, но тоже важна, потому ее отметим.

Первый раз Зиновий решил расстаться с Дашей еще до свадьбы, но в пути догнала его весть, что невеста беременна. Он возвращается, свадьба играется, лучше жить не становится, ибо сильный характер ломать - только портить.

В больнице, готовая родить Даша, получает известие, что Зиновий решил покинуть деревню, поскольку «счастья там не будет» и перебрался в город. Даша уезжать вслед за мужем отказывается и выгоняет Зиновия.

Будущее Даши под вопросом.

Она вполне может закончить как героиня фильма «Мужики!..», - ранней смертью, озадачив Зиновия вопросом: брать ребенка на себя или ну его в приют.

«Половодье» был для Бабич кризисным настолько, что она думала снять фамилию с титров и почти на двадцать лет покинула режиссерское кресло.

Вернулась на большой экран хитом «Мужики!..»

Что там хорошего? 

Четко прописанный герой - настоящий Мужик Павел Зубов (Александр Михайлов). Главная удача картины, исполненный запрос на социального героя, работягу без материальных проблем, веселого, ответственного, на которого можно положиться. В позднем СССР, где на страницах журнала «Человек и закон» самой животрепещущей дискуссией стал вопрос об алиментах, была нужда именно в таком герое. 

«Мужики!..» посмотрело свыше 34 миллионов зрителей. Картина стала лучшей по опросу журнала «Советский экран». Получила Госпремию имени братьев Васильевых. 

В «Мужиках!...» Бабич опять сыграла мотив «Предают свои». Ведь это мать написала ушедшему в армию Павлу, что его невеста Настя загуляла, а он и поверил. А потом Настю бросил художник-алкоголик (Александр Кайдановский), заделав ей еще одного сына. 

«Помогут чужие», - с двумя детьми на руках, Настя берет на воспитание третьего ребенка, цыганского мальчика, который говорить не говорит, но все понимает, лихо отплясывая под песню «Валенки»

Цыганенок Степка (Михаил Бузылев-Крэцо), Павел Зубов (Александр Михайлов) и его друг (муж Искры Бабич Афанасий Кочетков)
Цыганенок Степка (Михаил Бузылев-Крэцо), Павел Зубов (Александр Михайлов) и его друг (муж Искры Бабич Афанасий Кочетков)

Только после смерти Насти Павел узнал о дочери и пришел к решению не только ее удочерить, но и двух других ребят забрать с собой из деревни в Норильск. И сразу же столкнулся с предательством: невеста ушла, не нужен ей, работнице ювелирного отдела, мужик с прицепом. 

Фильм дельный, очень простой, без изысков, снятый чуть ли не статичной камерой, с правильным кастингом, с историей, выверенной буквально по миллиметру. 

Не зря народ его полюбил. 

На мой взгляд¸ «Мужики!..» круче, нежели картина на сиротскую тему «Мачеха», также порвавшая прокат. 

А вот фильм «Прости меня, Алеша» (1983) Бабич не вытянула. 

Ошибка была в главном герое, не муже, но мальчике. 18-летний Алеша (Игорь Марычев) провожает до роддома встреченную на улице девушку (в этой роли дочка Искры Бабич Ольга Кочеткова) и становится заложником своей доброты.

Предают свои. Инна не нужна отцу ребенка. Ей вообще некуда идти, - мачеха, сдав на лечение пьющего отца, завладела жилплощадью. 

Помогут чужие. Игорь сначала отговаривает Инну, которая намерена отказаться от малыша прямо в детдоме. Потом пытается образумить ее парня.

Предают свои. Инна оставляет дите на доброго Алешу, растворившись в пространстве. 

Алеша вкупе с сестрами и отцом склоняется к решению подержать мальчика у себя, пока мама не найдется. 

Честно говоря, образ Инны, как озлобленной шпалы, пускай и пишущей стихи (за кадром звучат песни Ольги Кочетковой), выстроен настолько реалистично, что ее финальное появление в квартире людей уже готовых усыновить ее ребенка смотрится вымороченным «Deus ex machina»

В «Мужиках!..» Бабич удалось создать мир, в который веришь, а если не веришь, то понимаешь, что вот таким мир должен быть.

В «Прости меня, Алеша» именно с реальностью все плохо, с мотивировками главного героя, который хорош, поскольку еще не жил. 

ОЛЬГА КОЧЕТКОВА
ОЛЬГА КОЧЕТКОВА

А как обстояли дела Искры с собственным ребенком?

Очень печально. Более подробно с рассказом о семье Бабич можно ознакомиться в этом посте, где я рассказывал о муже ее Афанасии Кочеткове — ГОРЬКИЙ СОВЕТСКОГО КИНО

Ольга Кочеткова была талантливой, но так и не нашедшей себя актрисой. Закончила театральное училище, снялась у матери, создала группу «Ю». Много пила, лечилась, пела в церковном хоре. Умерла от заболеваний, спровоцированных хроническим алкоголизмом.

С фильмами вышло лучше.

«Мужики!..» гостят в телеке чуть ли не каждый месяц.

Вечная память!

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх