На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Дмитрий Шершов
    С голоду не пухнетКак сегодня живёт...
  • Nina Pudikova
    Долгоденствия и Благоденствия Человеку!!! Спасибо, что он есть!!!Как сегодня живёт...
  • Валерий Светлый
    В Меньшикове прорезался наполеончикДочь Папанова рас...

ПЕТР ПЕРВЫЙ В СОВЕТСКОМ КИНО

9 июня родился Петр Первый (1672-1725), для России фигура до сих пор знаковая, причем, неясно со знаком плюс или минус. Спорят до хрипоты, - надо ли было России, чтобы ее столь резко на дыбы поднимали?

В СССР 1930-ых Петр Первый позиционировался, как результативный реформатор. Реанимируя державную власть Сталин опирался на такие фигуры как Невский – Донской – Грозный – Петр. 

В 1934 увидели первые две книги романа Алексея Толстого «Петр Первый», где император предстал оплотом государства. 

Толстой не смог продолжить эпопею, поскольку совершенно не знал, что делать с постаревшими персонажами. Всё было нацелено на молодость, силу и победу.

Но сценарий для фильма «Петр Первый» Толстой написал. Ставить взялся Владимир Петров. 

НИКОЛАЙ СИМОНОВ В ФИЛЬМЕ "ПЕТР ПЕРВЫЙ"
НИКОЛАЙ СИМОНОВ В ФИЛЬМЕ "ПЕТР ПЕРВЫЙ"

Первым и на долгие годы единственным Петром Советского экрана стал Николай Симонов, до этого сыгравший в кино Григория Орлова («Капитанская дочка», 1928) и Ломоносова («Сын рыбака», 1928). Роль в «Петре Первом» (1937) вышла для Симонова поворотной в том плане, что больше хороших киноролей ему не давали лет двадцать. Только при оттепели случился у актера Монтанелли («Овод», 1955) и доктор Сальватор («Человек-амфибия», 1961).

Петр Симонова энергичный трикстер, с переизбытком физических сил. Он может и вороватого Меньшикова прибить, и дворовую девку царицей сделать, и сына малохольного на казнь отправить. Но все это не ради своих мелких интересов, а за Россию. 

Фильм Петрова лет на тридцать стал образчиком советского историко-биографического фильма, до которого, надо признаться, дотянулись только шедевры Эйзенштейна «Александр Невский» и «Иван Грозный». Остальное, – «Степан Разин», «Суворов», «Кутузов», «Адмирал Нахимов», «Адмирал Ушаков», - явно щи пожиже.

«Петр Первый» надолго закрыл тему. Только в 1970 появился фильм «Баллада о Беринге и его друзьях» Юрия Швырёва, где император (Роман Ткачук) был эпизодическим персонажем. 

РОМАН ТКАЧУК
РОМАН ТКАЧУК

А дальше начались пляски.

В 1972 вышел «Табачный капитан» Игоря Усова, где образ государя представал шаржированным, стилизованным под лубок народных представлений. Недаром премьера «Табачного капитана» по телеку прошла 31 декабря – это веселая, праздничная комедь. Петра сыграл мхатовец Владлен Давыдов, поймавшим славу в амплуа военного героя в картинах «Встреча на Эльбе» (1949) и «Застава в горах» (1953). Роль царя-батюшки, рвущего зубы и лапающего баб, веселого, гогочащего, к сожалению, не смогла вырвать Давыдова из плена серийной роли маршала Рокоссовского в эпопее Юрия Озерова. 

ВЛАДЛЕН ДАВЫДОВ
ВЛАДЛЕН ДАВЫДОВ

В сторону лубочного царька двинулся и Александр Митта, представивший в 1976 году «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». Это проект очень вычурный, где намеренная игровая эстетика попросту душила зрителя. В «Табачном капитане» сценическая условность оправдана, у Митты она раздражает. Петр Митты «такой хороший парень», гроза взяточников, царь-плотник и самодур.

«Сказ про то, как царь Петр арапа женил» стал огромным разочарованием для Владимира Высоцкого (Ибрагим Ганнибал). А вот для Алексея Петренко (Петр Первый) этот фильм просто еще одна заметная роль в биографии, не более.

АЛЕКСЕЙ ПЕТРЕНКО
АЛЕКСЕЙ ПЕТРЕНКО

Во второй половине 1970-ых в СССР возник сильный националистический тренд, основным лозунгом которого стал призыв «Назад в прошлое!» (для социалистического государства, в общем-то, парадоксальный). Пошла цепь интереса к иконам, Сергию Радонежскому, возрождению деревни. Посыпались фильмы про княгиню Ольгу, Ярослава Мудрого, Русь изначальную, мульты про Василису Микулишну, детство Ратибора да сечу при Керженце. 

В этих обстоятельствах кинематографисты обрели двух серийных актеров на роль серьезного Петра.

Александр Лазарев в фильмах «Дмитрий Кантемир» (1973) и «Демидовы» (1983) изобразил государя всемогущим другом главных героев, никакой дополнительной славы не заимев. 

"ДЕМИДОВЫ"

Вот для кого роль Петра стала знаковой да основной так для Дмитрия Золотухина. Совсем молодым он вписался в пафосный проект Сергея Герасимова - новую экранизацию толстовского «Петра Первого». Получилась дилогия «Юность Петра» и «В начале славных дел» (1980). Потом Золотухин сыграл Петра в девятисерийке Ильи Гурина «Россия молодая» (1981-1982). Упрочил успех не менее былинной ролью в фильме «Василий Буслаев» и окончательно сформировав амплуа, почти перестал сниматься, переквалифицировавшись в режиссеры.

"РОССИЯ МОЛОДАЯ"

Таков был Петр Первый Советского кино. 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх