На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Гарий Щерба
    ПРЕКРАСНЫЙ  артист .......!!!👍👍👍👍👍👍Как сегодня живёт...
  • valentina sergeeva
    Светлая Вечная память и Царствие Небесное настоящему Таланту, настоящему человеку и роскошной женщине."Бьются об европе...
  • ОЛЕГ ОЛЕГ
    Умница , все - таки и добро помнит . Волонтир , даже после большой помощи Лучко, так не сказал спасибо России"Бьются об европе...

Кто в СССР заменял Бэтмена и Супермена?

18 октября 1896 года в «Нью-Йорк Джорнел» появились первые комиксы.

Удивительно, но в СССР при наличии великолепных художников, гениальных мультипликаторов, ежемесячных иллюстрированных журналов с миллионными тиражами и постоянной аудиторией (что важно для сериальной комиксовой индустрии) комиксы не прижились.

Но это не значит, что их не было совсем.

Были.

Отбрасывая совсем уж былинные времена, расскажем с какими комиксами мог столкнуться советский ребенок периода позднего Брежнева.

Итак, время действия — 1970-ые и до перестройки.

Место действия — Москва.

Главным предметом моей дошкольной жизни был вовсе не телевизор, а фильмоскоп. Дед (краснодеревщик) даже сделал в квартире специальную дверь, на которой диафильмовская картинка выглядела четкой, и не требовалось вешать на стену простынь.

Итак, на улице темно, но шторы все равно закрываются плотно. Я, забравшись с ногами на диван, озабоченно щупаю корпус фильмоскопа — не перегрелся ли. Кто-нибудь из взрослых налаживает аппарат. Пахнет пленкой, пластмассовым корпусом, уютом. Меня ждут «Красная Шапочка» с иллюстрациями Мигунова; «Аля, Кляксич и буква А» с рисунками Чижикова; «Карлсон вернулся», нарисованный Савченко и Степанцевым; «Приключения Буратино» с классическими фигурами Владимирского.

Диафильм был самым распространенным примером комикса, доказывающим, что наши его делать умели, не хуже америкосов.

Существовала также книжная серия «Фильм-сказка», где любимые мультфильмы переводились в формат иллюстраций с минимальными подписями.

Набор открыток "Мук-скороход" летом 1985 года лежал во всех киосках "Союзпечати"
Набор открыток "Мук-скороход" летом 1985 года лежал во всех киосках "Союзпечати"

Порой попадалась и «раскадровка» — набор открыток по мультфильму, их почти не брали из-за дороговизны (на цену такого набора можно было набрать россыпь тонких детских книг).

Считается, что Дэдпул первый герой, который знает, что он персонаж комикса. А вот фиг...
Считается, что Дэдпул первый герой, который знает, что он персонаж комикса. А вот фиг...

Были в моей библиотеке и целые комиксовые книжки: «Рассказы в картинках» Николая Радлова; «Сказки и картинки» Владимира Сутеева; адаптированные тем же Сутеевым «Приключения Пифа».

За исключением Радлова и Сутеева все вышеперечисленное представляло собой неоригинальный продукт. Адаптацию. В основе диафильмов лежали литературные произведения, переведенные в картинки. То же касается серии «Фильм-сказка» - это просто пересказ мульта.

Ну и еще заметно, что вся эта продукция ориентировалось на дошколят.

Оригинальный комикс можно было встретить в периодике. Главный журнал комиксов - «Веселые картинки». «Клуб «Веселых человечков», включающий Карандаша и Самоделкина, Буратино и Чиполлино, Петрушку и Гурвинека попал даже в мультфильмы, но будем честными, приключения веселых человечков не выстраивались в интересные истории, проходя по разряду: прочел и сразу забыл. Герои не ушли в анекдоты, их не цитировали, за их похождениями не следили, члены клуба пребывали в резервации малышей, которые взрослея, расставались с героями без большого сожаления. Хотя свою вселенную у журнала создать получилось, он выходит до сих пор (АВТОР КАРАНДАША И САМОДЕЛКИНА).

Мелькали в «Веселых картинках» и другие комиксы - про Петю Рыжикова и его верных собачек, про поросенка Хрюшу (не путать с героем «Спокойной ночи»), природовед Сладков тянул рассказы про Жалейкина…

Во всесоюзном журнале для ребят постарше - «Мурзилка» - с комиксами было совсем глухо. Когда создателя главного мурзилочного хита про проделки Ябеды-Корябеды Александра Семенова лишили возможности публиковаться в полную силу, он попробовал перевести повествование в чистый комикс, но ему не дали создать долгоиграющую историю. В общем, не выстрелило (КТО ПРИДУМАЛ ЯБЕДУ-КОРЯБЕДУ?).

Касаемо взрослых комиксов чего-то из зарубежного (французского) публиковала «Наука и жизнь», но этот журнал мне не попадался.

В главном картиночном журнале для взрослых «Крокодил», королевствовала карикатура. Комикс там если и мелькал, то реденько, никак не на постоянной основе и фурора не делал.

При этом дефицит ярких красочных историй для подростков, переросших Барто и Чуковского с иллюстрациями Чижикова, ой как наличествовал. Скажем, я часами медитировал над перемятыми вкладышами иностранных жвачек с рисунками про Микки-Мауса, если они мне попадались.

И сейчас комиксы порой читаю запоем, сожалея, что в детстве не пришлось.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх